Приветствую Вас, Гость

ВЫВАЛИВАНИЕ И УБОРКА ЗАБОРТНЫХ ТРАПОВ И УСТРОЙСТВО СХОДЕН

Для перехода людей с борта на берег или на плавсредства и обратно морские суда оборудуются забортными трапами (рис. 146), которые обычно крепят к средней части борта судна и вываливают за борт при помощи трап-талей.

Забортный трал простейшей конструкции состоит из двух про­дольных боковин с закрепленными между ними ступеньками. Верхние концы боковин шарнирно соединены с прямоугольной верхней площадкой, которая в свою очередь шарнирно прикреп­лена к палубе надстройки. Напротив верхней площадки в фальш­борте имеется специальный вырез для выхода на трап. Снизу верхняя площадка имеет поворотный кронштейн, который при установке трапа упирается в борт судна и удерживает площадку з горизонтальном положении. Конец кронштейна скреплен е внут­ренней стороной площадки ири помощи короткой такелажной цепи.

Трап крепится к одной из баковых перпендикулярных к борту сторон площадки и при установке располагается вплотную с кор­пусом судна.

К нижним концам боковин шарнирно прикреплена нижняя площадка, которая удерживается в горизонтальном положении специальным стержнем. Стержень, подобно нагелю, вставляется в круглые отверстия боковых сторон площадки и обоих боковин трапа и закрепляется чекой. Для установки нижней площадки в горизонтальное положение при любом снижении трапа в боковинах последнего имеется по нескольку отверстий. Для этой же цели служат да специальные дугообразные отростки боковин с 4—5 отверстиями.

Ступеньки на некоторых трапах новой конструкции также за­креплены шарнирно и устанавливаются в горизонтальное поло­жение при помощи одной приводной штанги, идущей под ступеньками от верхней площадки к нижней, параллельно боковинам трапа.

Для установки и удержания трапа в нужном положении, а также для (вываливания его за борт и уборки по-походному слу­жит специальное устройство, состоящее из двух щепных шкенте­лей, коромысла, трап-талей и трап-балки. Цепные шкентели при­креплены к нижним концам боковин трапа и соединены наверху металлическим коромыслом. В средней части коромысла имеется обушок, служащий для закладки нижнего блока трап-талей. Верхний блок трап-талей крепится за обух поворотной трап-балки, которая обычно устанавливается на «палубе средней надстройки. В качестве трап-талей применяются обычно хват-тали или двух-шкивные тали. Иногда вместо трап-талей служит гордень из гибкого стального троса, пропущенного через одношкивный блок на

трап-балке. В этом случае спуск, подъем и установка трапа про­изводятся при помощи специальной ручной лебедки, на бара­бан которой закрепляется и наматывается коренной конец ло­паря.

В боковинах трапа и наружных сторонах площадок имеются специальные гнезда для установки леерных стоек между кото­рыми натянуты два леера из растительного троса или тонкой це­почки. Леерное ограждение устанавливают после вываливания трапа и снимают перед уборкой его по походному.

Забортный трап крепят по-походному к фальшборту специ­альными найтовами. Коренные концы найтовов закрепляют за обушки на палубе, а ходовые закладывают на утки, приваренные к внутренней стороне фальшборта. Верхняя площадка трапа до­полнительно крепится к фальшборту при помощи нагеля, для чего на угольнике фальшборта и на одной из сторон площадки имеются круглые отверстия.

В работе по вываливанию трапа, установке его и уборке подоходному участвуют   2—3 человека.   Обслуживание после установки осуществляется одним вахтенным у трапа.

Работы по вываливанию и спуску забортного трапа заключа­ются в следующем. Снимают ходовой лопарь с утки или другого приспособления, на котором он был закреплен, укладывают его шлагами на палубе, начиная с ходового конца, и обтягивают втугую трап-тали (если вместо трап-талей заведен гордень, нужно снять стопор с ручной лебедки и вращением ее барабана выбрать слабину лопаря). Одновременно отдают найтовы, выни­мают нагель, скрепляющий верхнюю площадку с фальшбортом, и осторожно вываливают трап, разворачивая верхнюю площадку в горизонтальное положение и придерживая ее при помощи специальной оттяжки. Перед этим, если необходимо,' приподни­мают талями нижний конец трапа, чтобы внутренняя боковина не препятствовала вываливанию трапа. После этого осторожно потравливают трап-тали или лопарь горденя и, опустив трап до нужного положения, закрепляют ходовой лопарь талей или стопо­рят ручную лебедку. На трап вставляют стойки леерного ограж­дения, обтягивают и закрепляют леера и устанавливают нижнюю площадку в горизонтальное положение.

Подъем и уборка забортного трапа по походному произво­дятся в обратном порядке. Поднимают трап до уровня палубы и, закрепив ходовой лопарь, снимают леерное ограждение. Зава­ливают трап вместе с площадками к фальшборту, при этом ниж­нюю площадку устанавливают в одной плоскости с трапом., Обносят найтовы с наружной стороны трапа, туго обтягивают и крепят их за утки на фальшборте. Далее заклинивают верхнюю площадку и одновременно свертывают в бухту или подвешивают на утку выбранный конец ходового лопаря трап-талей. Леерное ограждение убирают в подшкиперскую или в специальный ящик на палубе.

При уборке трапа по-походному трап-тали снимают с трап-балки, отсоединяют от коромысла и, аккуратно стожив, убирают в подшкиперскую. После этого коромысло с цепными шкенте­лями укладывают рядом с трапом, а трап-балку заваливают и крепят по-походному.

На судах, не имеющих забортных трапов, при стоянке у при­чала устанавливают к борту сходни. Сходни применяют также на судах, имеющих забортные трапы, когда уровень их палубы находится ниже причала или когда по каким-либо причинам пользование забортным трапом невозможно или менее удобно, чем пользование сходнями. Например, при нахождении судна в ремонте узкий забортный трап менее удобен, чем широкие и прочные сходни, так как на судно и обратно приходится перено­сить тяжелые детали и другие громоздкие предметы.,

Сходни представляют собой настил из толстых досок, поверх которых на расстоянии 30—40 см друг от друга прибиты попе­речные брусья-ступеньки. Ширина сходен обычно в 1,5 — 2 раза превышает ширину забортных трапов. На судах, не имеющий, забортных трапов, сходни должны быть обязательно, а на осталь­ных судах их при необходимости изготовляют самостоятельно. При изготовлении сходен продольный настил из досок наклады­вают на специальный каркас, состоящий из двух боковин, скреп­ленных поперечными планками. К каркасу крепят крючья, а иногда и каток, особенно необходимый сходням при стоянке в портах, в которых наблюдаются явления приливов и отливов, и во время производства погрузочно-разгрузочных работ, когда возвышение  борта над причалом постоянно меняется.

Сходни ограждаются металлическими стойками с леерами или деревянными стойками с жесткими поручнями.


Следующая страница:

Переход на главную страницу:

Как связать прямой узел с наложением марки видео