Приветствую Вас, Гость

ДЕЙСТВИЕ ВЕТРА  НА  ПАРУС

Для объяснения действия силы ветра на парус рассмотрим рис. 99 и 100. 

Производственное обучение матросов первого класса, действия ветра на парус

----

Производственное обучение матросов первого класса, действие ветра на парус

На парус, расположенный под некоторым острым углом к диаметральной плоскости шлюпки (рис. 99), действуют силы воздушного потока. Равнодействующая этих сил Р прило­жена к центру площади .парусности   и действует  в том же на­правлении. Разложим силу Р по правилу параллелограмма на две составляющие, одну из которых R направим  по плос­кости паруса, а другую  Q — перпендикулярно плоскости паруса. Сила R направлена вдоль поверхности паруса не оказывает на него никакого воздействия, а сила Q являет­ся полезной и придает шлюп­ке движение. Однако   она не объясняет движение парусной шлюпки,  поскольку направле­ние ее не совпадает с направлением  перемещения шлюпки. По­этому раскладываем силу Q опять по правилу  параллелограм­ма на две составляющие, одну из которых М направим парал­лельно диаметральной плоскости шлюпки, а другую N —перпендикулярно ей. Сила М придает шлюпке передний ход, а сила N сносит ее в сторону подветренного борта.

Дрейф судна имеет место во всех случаях хождения под па­русами, отсутствуя только при ветре фордевинд. Сравнивая гра­фическую величину этих сил, легко заметить, что сила N зна­чительно больше силы М. В то же время практика хождения под парусами показывает, что каким бы крутым ветром шлюп­ка ни шла, передний ход ее всегда превышает величину дрей­фа. Это объясняется тем, что сила М действует в направлении поступательного движения шлюпки, в сторону наименьшего со­противления, тогда как сила .V действует перпендикулярно бор­ту шлюпки и встречает сопротивление воды на площадь всего подветренного борта.

На рис. 100 показано преимущество более полных ветров при хождении под парусами. Из рисунка видно, что сила по­ступательного движения М превышает силу дрейфа N.

Паруса нужно располагать под некоторым углом к диамет­ральной плоскости шлюпки, вынося их в сторону подветренного борта. При стягивании их к диаметральной плоскости будет воз­растать сила дрейфа, а при излишнем вытравливании ветер бу­дет скользить вдоль паруса и пропадать без пользы. В том и другом случае полезная сила поступательного движения шлюп­ки будет приближаться к нулю.

Из анализа действия ветра на парус при различных курсах шлюпки относительно ветра можно сделать следующий вывод:

чем круче идет шлюпка к ветру, тем слабее скорость ее по­ступательного движения и тем больше величина дрейфа; с уве­личением угла ветра скорость шлюпки возрастает, а величина дрейфа снижается;

самым выгодным является такое положение паруса, когда его поверхность составляет с диаметральной плоскостью шлюп­ки угол, равный половине угла между направлением на ветер и диаметральной плоскостью.


Следующая страница:

Переход на главную страницу:

Как связать прямой узел с наложением марки видео