Приветствую Вас, Гость

ВООРУЖЕНИЕ И РАЗОРУЖЕНИЕ ТЯЖЕЛОВЕСНОЙ СТРЕЛЫ

Тяжеловесными стрелами называются грузовые стрелы, предназначенные для погрузки и выгрузки крупных ма­шин, агрегатов и других тяжеловесных грузов. Тяжеловесные стрелы толще, крупнее и в несколько раз прочнее обычных гру­зовых стрел. Грузоподъемность их от 10 до 50 т.

Тяжеловесные стрелы устанавливаются у самых крупных трюмов по одной или по две стрелы на судне. На судах малого тоннажа тяжеловесных стрел обычно не бывает.

Вооружение тяжеловесных стрел во многом отличается от, вооружения обычных грузовых стрел. В качестве топенанта и шкентеля на них основывают многошкивные тали с крупными металлическими блоками и прочным стальным лопа­рем. Проводка лопаря в блоках талей    произво­дится по имеющимся на судне специальным схе­мам. Тали, основанные на месте топенанта, слу­жат для подъема и опус­кания стрелы и называют­ся топенант - талями, а тали, основанные на месте шкентеля, служат для подъема и опускания груза и называются гинеями. Количество шкивов в бло­ках топенант - талей и, ги­ней одной и той же стрелы одинаково равно 3 — 7, в зависимости от вели­чины и грузоподъемности стрелы.

Топенант-тали основы­вают между ноком стре­лы и топом мачты (или. колонки) и гини крепят к ноку стрелы. Нижний блок гиней снабжен крупной грузовой скобой, служащей для закладывания стропа, рабочая крепость скобы должна равняться или превышать грузоподъ­емность стрелы.

Стропом служит таке­лажная цепь или толстый стальной трос с рабочей крепостью, равной грузоподъемности стрелы. Тяжеловесная стрела имеет две оттяжки, при помощи которых осуществляются выва­ливание и заваливание ее во время производства погрузочно-разгрузочных работ. В качестве оттяжек применяются двухшкивные или трехшкивные тали, основанные тонким стальным лапарем между двумя металлическими блоками небольшого раз­мера.

Во время использования тяжеловесной стрелы все остальные грузовые стрелы данного трюма подтягивают к мачете или колонкам и устанавливают в вертикальное положение. Топенанты и оттяжки обтягивают, а шкентели сматывают с лебедок и выни­мают из нижних направляющих блоков. Для работы тяжеловес­ной стрелой требуется четыре лебедки: на одну закладывается ходовой лопарь топенант-талей, на другую — ходовой лопарь гиней, а на третью и четвертую — ходовые лопари оттяжек. 

Ло­пари топенант-талей и гиней пропускают через соответствующие нижние направляющие блоки и закрепляют на барабанах лебедок, установленных возле мачты. Верхние блоки оттяжек крепят к боковым обухам на ноже стрелы, а нижние — к фальшборту (напротив шпора.стрелы). Ходовые лопари оттяжек идут от нижних блоков на барабаны двух других лебедок. Для этой це­ли можно использовать лебедки соседнего трюма, а если тяжело­весная стрела установлена у носового люка, то лопари оттяжек молено закладывать на турачки брашпиля. В этом случае один лопарь наматывается на турачку снизу, а другой сверху. При работе брашпиля одна оттяжка потравливается, а другая выби­рается.

При проводке ходовых лопарей оттяжек к лебедкам или брашпилю иногда необходимо изменять направление их движе­ния, чтобы к барабану лебедки или турачке брашпиля он подхо­дил под прямым углом. С этой целью в соответствующих местах устанавливают канифас-блоки.

Для укрепления мачты во время подъема тяжеловесных гру­зов к ней заводят с противоположной от стрелы стороны дополнительные штаги или бакштаги. Для этой цели на топе мачты и на палубе имеются специальные обухи. Палубные обухи рас­положены около фальшборта по обоим бортам. Если стрелу с грузом предполагается выносить в сторону правого борта, то штаг крепят к обуху, расположенному на левом борту и на­оборот.

Присоединив штаг сначала к обуху на топе мачты, а затем к палубному обуху, штаг обтягивают талрепом, который находится на нижнем его конце.Тяжеловесные стрелы используют в том случае, когда необходимо погрузить или выгрузить тяжеловесные грузы при стоян­ке в слабо механизированном порту. Такие случаи встречаются нечасто, в связи с чем подобные стрелы содержат на судах з разоруженном состоянии и вооружают (оснащают такелажем) только при необходимости в их использовании.

По окончании погрузочно-разгрузочных работ тяжело-весные стрелы разоружают и устанавливают в походное поло­жение.

Вооружение тяжеловесной стрелы производят в следующем порядке:

1)  заводят и обтягивают дополнительные штаги или бак­штаги; ;

2)  подтягивают к мачтам и устанавливают в вертикальное положение грузовые стрелы, находящиеся над тем же грузовым люком, над которым предполагают установить тяжеловесную стрелу; оттяжки этих стрел обтягивают, а грузовые шкентели снимают с лебедок и вынимают из нижних направляющих бло­ков;

3)   укладывают на палубе блоки топенант-талей и основыва­ют их лопарем;

4)   поднимают топенант-тали к топу мачты и укрепляют бло­ки к обухам на мачте и на ноке стрелы; ходовой лопарь топе­нант-талей пропускают через нижний направляющий блок и ров­ными рядами шлагов накладывают на барабан одной.из лебе­док;

5)  взяв нок стрелы на стопор и отдав найтовые и ленточные крепления', опускают стрелу хват-талями до тех пор, пока не об­тянутся топенант-тали;

6)   основывают гини и, приспустив стрелу до палубы, закреп­ляют верхний блок к ноку стрелы; затем пропускают ходовой ло­парь гиней через другой нижний направляющий блок и также ровными рядами шлагов накладывают на барабан' другой ле­бедки;

7)   основывают оттяжки в крепят их блоки к ноку стрелы и обухам на фальшборте; затем проводят ходовые лопари оття­жек к двум остальным лебедкам, устанавливая по линии лопа­ря, если нужно, канифас-блоки.

После выполнения этих операций можно приступать к погру-зочно-разгрузочным работам. Следует заметить, что одновремен­ное использование топенант-талей и оттяжек не рекомен­дуется, так как могут лопнуть лопари оттяжек. Поэтому сначала приподнимают или опускают нок стрелы, на нужную высоту, а затем уже разворачивают стрелу при помощи от­тяжек.

Установив стрелу над грузом и прикрепив его стропом к гру­зовой скобе, (включают лебедки, на барабаны которых намотаны ходовые лопари топенант-талей и гиней. Во время подъема стрелы оттяжки необходимо втугую потравливать, для чего вклю­чают третью и четвертую лебедки. Как только груз поднимется на такую высоту, когда его можно будет перемещать над палу­бой, не задевая за фальшборт или другие палубные устройства,, все лебедки останавливают. 

Затем включают лебедки, на кото­рых закреплены ходовые лопари оттяжек. При этом одну оттяж­ку выбирают, а другую втугую потравливают, вываливая тем са­мым стрелу за борт или, наоборот, заваливая ее внутрь судна. Лебедками нужно работать равномерно и осторожно, чтобы стрела при вываливании и заваливании двигалась плавно, без рывков. Когда стрела придет в нужное положение, обе лебедки останавливают и приступают к опусканию груза. Для этого сно­ва включают лебедки, на которых заложены ходовые лопари топенант-талей и гиней. Если в результате опускания стрелы оттяжки будут ослабевать, их следует обтягивать, включая на ма­лой скорости третью и четвертую лебедки.

Следует помнить, что при вооружении тяжеловесной стрелы ходовые лопари топенант-талей и гиней необходимо укладывать на барабаны лебедок плотными ровными рядами шлагов,, так как в противном случае ходовой лопарь будет занимать много места, а отдельные его шлаги могут соскальзывать с барабана. Кроме того, необходимо тщательно проверять прочность снастей такелажа, исправность блоков и надежность всех деталей тяже­ловесной стрелы, поскольку во время работы все эти части на­ходятся под большой нагрузкой.

Разоружение тяжеловесной стрелы производят в следующем порядке:

1)   опускают нок стрелы и отсоединяют гини и оттяжки;

2)  поднимают стрелу в вертикальное положение и, отсоеди­нив нижний блок топенант-талей, прижимают ее при помощи хват-талей вплотную к мачте или колонке;

3)   прижатую к мачте или колонке стрелу закрепляют при помощи одной или двух ленточных наметок с нагелями или при-найтовывают кончиком стального троса;

4)  присоединяют к верхнему блоку топенант-талей хват-тали с растительным лопарем и, отсоединив его от мачты или ко­лонки, опускают на палубу (для подтягивания стрелы к мачте и для опускания топенант-талей при помощи хват-талей ходо­вой лопарь последних закладывают на одну ив свободных лебедок);

5)  из блоков топенант-талей, гиней и оттяжек вынимают лопари, укладывают их в отдельныеtаккуратные бухты и уби­рают в подшкиперскую; блоки протирают, смазывают и также убирают в кладовую;

6)   снимают и убирают дополнительный штаг или дополни­тельные бакштаги, заведенные для более надежного крепления мачты или колонки.


Следующая страница:

Переход на главную страницу:

Как связать прямой узел с наложением марки видео