Приветствую Вас, Гость

Виды красок и их применение.

Свинцовые белила — стойкая краска белого цвета, не чувствительная к воздействиям солнечного света, воздуха и воды. Применяется для окраски су­довых шлюпок, надстроек и других наружных (поверхностей. Для внутренних помещений свинцовые белила не годятся, так как со­держат вредный для здоровья свинец.

Цинковые белила — краска белого цвета. Разрушает­ся от воды, не ядовита. Применяется для грунтования и окраски жилых помещений.

Свинцовые и цинковые белила приготовляют нескольких сор­тов. Каждый сорт характеризуется определенным номером -  чем меньше номер, тем выше качество краски. Например, свинцовые белила № 00 приготовляются без всяких примесей, а сухие свин­цовые белила № 0 и 1 содержат 22—45% тяжелого шпата; цин­ковые белила М-00 также приготовляются без примесей, а цин­ковые белила М-0 содержат 20% тяжелого шпата.

Литопоновые белила — краска белого цвета, содер­жащая в качестве пигмента белый порошок—литопон. Литопоновые белила марки 00 приготовляются без примесей, а марки 0 содержат 25% легкого шпата. Имеют то же применение, что и цинковые белила, но менее стойки и со временем темнеют. Для грунтования металлических поверхностей литопоновьн1 белила применять нельзя, так как металл под ними5 быстро ржавеет.

Свинцовые, цинковые и литопоновые белила имеют желтова­тый оттенок. Для получения красивого ярко - белого цвета с голу­боватым оттенком в белила добавляют небольшое количество синей краски (ультрамарина или берлинской лазури). В крас­ку, разведенную на темной олифе, необходимо добавлять боль­ше синьки.

Титановые белила — ярко - белая, стойкая краску, приготовленная на двуокиси титана и примесей (75%' тяжелого или 65% легкого шпата). Применяется обычно для нанесения по­следнего слоя при окраске жилых помещений на судне. Титано­вые белила обладают высокой кроющей способностью, не боятся морской воды и в то же время совершенно безвредны. Добавлять в них синьку или другие органические красители не рекомендует­ся, так как входящая в состав белил двуокись титана обесцвечи­вает эти краски.

Шаровая краска представляет собой смесь белил и сажи. Для ее приготовления сажу, растертую на олифе, постоян­но размешивая, вливают в разведенные свинцовые белила до тех пор, пока не получится желаемый оттенок. Обычно сажу или готовую чернь добавляют в количестве до 10% от веса белил. Для придания шаровой краске голубоватого оттенка можно до­бавить определенное количество, синей краски.

Шаровая краска получила на судах очень широкое примене­ние. Ею покрывают надводный борт наливных и рефрижератор­ных судов, различные палубные устройства и механизмы, внут­ренние борта судовых шлюпок, трюмные помещения, парусино­вые чехлы, тенты и другие парусные изделия. Для покраски трюмов и внутренних помещений можно использовать шаровую краску,

представляющую собой смесь свинцовых и цинковых белил. Черная краска (чернь) — смесь сажи, полученной при сжигании нефтепродуктов и тщательно растертой  на олифе, с примесями. При разведении черни рекомендуется добавлять в олифу 10—15% масляного лака. Это делает краску более стойкой и придает окрашенной чернью поверхности Гладкий и блестящий 1 вид.

Применяется чернь для окраски надводного борта судна, ды­мовых труб, кожухов, якорей, такелажных цепей и различных палубных предметов.

Свинцовый сурик —  стойкая краска красно-оранже­вого цвета. Очень хорошо защищает металл от коррозии и при­меняется в основном для грунтования наружных металлических поверхностей перед окраской. Свинцовым суриком окрашивают часть наружного борта — пояс переменной ватерлинии.

Для покраски или грунтовки поверхностей жилых помещений свинцовый сурик не используют, так как он ядовит.

Железный сурик — краска красно-бурого цвета с коричневым оттенком. Применяется для грунтовки металли­ческих поверхностей внутренних помещений. Железный сурик быстро портится от воздействия влаги и особенно морской воды.

В отличие от свинцового железный сурик безвреден и его можно применять для грунтовки в жилых и служебных помеще­ниях.

Охра — минеральная краска различных оттенков. Наиболь­шее применение имеет охра желтого и светло-золотистого оттен­ков. Применяется для грунтования и окраски деревянных поверх­ностей и окраски металлических поверхностей. Для получения темно-желтого и светло-коричневого оттенка в охру можно до­бавлять мумию, крон, умбру.

Охрой красят детали рангоута, нижние части переборок в жилых и служебных помещениях, рундуки, двери и т. д.

Мумия — минеральная краска красного или фиолетового цвета. Добавляется в целях получения определенного цвета кра­ски, предназначенной для окрашивания внутренних судовых помещений.

Свинцовая зелень  —  зеленая краска. Служит для окраски корпуса и щитка правого отличительного огня, а также некоторых деталей в машинном и других служебных помещениях. Для получения темно-зеленого оттенка достаточно добавить в эту краску небольшое количество воды.

Берлинская лазурь  —  минеральная краска темно-си­него цвета. Применяется для подкрашивания красок.

Ультрамарин — краска лазурно-синего цвета. Применя­ется для подкрашивания красок.

Киноварь  —  искусственная краска ярко-красного цвета. На судах в основном применяют лучший ее сорт под названием китайской киновари, или вермильона. Упот­ребляется для окраски марки на трубе, корпуса и щитка левого отличительного огня, ящиков и инструментов пожарного ин­вентаря, рукояток водонепроницаемых дверей, некоторых де­талей в служебных помещениях, а также для покраски и про­изводства надписей на спасательных кругах и светящихся буйках.

Умбра — краска темно - коричневого или красно - корячневого цвета. Применяется для подсвечивания красок и для отделки окрашиваемой поверхности под разные породы дерева.

Крои — краска желтого, лимонного или оранжевого цвета. Применяется при отделке внутренних помещений и для придания краскам различных оттенков.

Алюминиевые краски приготовляют из алюминие­вой пудры, разведенной на битумном лаке или тинктуре. В ка­честве связующего вещества может применяться сланцевая оли­фа. Алюминиевые краски хорошо отражают солнечные лучи (до 70 %1) и водонепроницаемы, благодаря чему получили широкое применение для окраски отдельных наружных и внутренних де­талей судна. Ими покрывают кожухи, машинные капы, «козырь­ки на мостике, щиты, прожекторы, радиаторы отопления, трубо­проводы, вентили и другие детали и приборы служебных помещений.

Разведение и получение красок с определенным оттенком

Краски на судно поступают в трех видах: в порошке, густотертыми и готовыми к употреблению.

В порошке поступают такие краски, которые легко раз­водятся на олифе, не образуя при этом комков пигмента. К ним относятся прежде всего свинцовый сурик, охра, ультрамарин, алюминиевый порошок и некоторые виды белил.

При разведении сухих красок на олифе или масле предвари­тельно засыпают в банку, бидон или бочку необходимое количе­ство порошка. При этом порошок не должен занимать более по­ловины сосуда. Затем в порошок вливают небольшое количеств» олифы, масла или другого связующего вещества и полученную смесь тщательно растирают деревянной лопаткой. Растирать рекомендуется до получения густой однородной пасты, не содержа­щей комков сухого пигмента. Однородная паста получается лишь в том случае, когда краски замешивают густо на небольшом ко­личестве олифы. В полученную пасту добавляют необходимое ко­личество олифы, а иногда еще растворителя и сиккатива, до по­лучения малярной консистенции (рабочей густоты). Олифу, рас­творитель и сиккатив следует вливать небольшими дозами, тщательно размешивая краску после каждого добавления с тем, что­бы не разжижать ее сверх нормы.

Если по какой-либо причине олифы или растворителя будет внесено слишком много и краска получится жидкой, ни в коем случае нельзя добавлять в нее сухой порошок пигмента, так как в жидком составе его растереть очень трудно, а в некоторых кра­сках даже невозможно. При внесении порошка пигмента в; жидкую краску образуются сухие комки, обтянутые густой оболочкой, через которую олифа и растворители не могут проник­нуть. Эти комки не уничтожаются даже при длительном разме­шивании краски. В процессе работы они растираются кистью на окрашиваемой поверхности и образуют полосы.

Поэтому в случае чрезмерного разжижения краски при разве­дении, рекомендуется приготовить необходимое количество гу­стой пасты в другом сосуде и вливать ее, непрерывно помешивая, в разведенную краску до получения малярной консистенции. Ос­тавшуюся пасту разводит до требуемой густоты и вливают в об­щий сосуд.

Следует отметить, что некоторые краски, доставляемые на судно в сухом виде, плохо поддаются растиранию, особенно если они при доставке или в результате небрежного хранения отсыре­ли или подмокли. В этом случае рекомендуется воспользоваться ручной краскотеркой. Для растирания краски краскотеркой сухой пигмент замешивается на олифе в виде густой пасты. Если пиг­мент ссохся комками, его перед замешиванием разминают в по­рошок. Полученную пасту пропускают через краскотерку и раз­водят до требуемой густоты. После употребления краскотерку необходимо немедленно промыть керосином.

Если на судне ручной краскотерки нет, а в порошке пигмента имеются комки, то прежде всего нужно размять сухую краску на фанерном или (металлическом листе, затем просеять через сетку или сито с мелкими ячейками и только после этого замешивать порошок.

Густотертая  краска представляет собой пасту, в кото­рой пигмент растерт на масле или олифе заводским способом. В таком виде на судно поступают литопоновые белила, чернь, ки­новарь, мумия, умбра, крон, свинцовая зелень и другие краски. Железный сурик, свинцовые и цинковые белила выпускаются в сухом виде и густотертыми.

В густотертых красках пигмент тщательно растерт, поэтому они легко разводятся до малярной консистенции путем добавле­ния необходимого количества олифы и растворителей. На судно густотертые краски поступают в жестяных банках, цинковых и жестяных бидонах, а некоторые, например железный сурик, — в деревянных бочонках.

Некоторые краски доставляют на судно в готовом виде. Перед употреблением такие краски необходимо размешать, так как пигмент в них оседает на дно тары, а на поверхности обра­зуется слой олифы. Если готовая краска предназначается для грунтования поверхности или окраски механическим краско­распылителем, в нее добавляют небольшое количество олифы и растворителей для придания составу более жидкой консистен­ции.

Густота приготовляемых к употреблению красок зависит от сорта краски, способа нанесения ее на поверхность и условий, в которых производят покрасочные работы. Например, белила и шаровая краска вследствие свойств красящего пигмента получа­ются более вязкими, а чернь, свинцовый и железный сурики — бо­лее жидкотекучими.

При покраске с использованием механических краскораепылителей приготовляют более жидкий состав красок. Для покрас­ки в холодную погоду также приготовляют более жидкий со­став.

Для получения различной консистенции при разведении кра­сок обычно добавляют соответствующее количество олифы или густой пасты. Если олифа слишком вязкая, то для разжижения краски добавляют растворители. Однако добавлением раствори­телей злоупотреблять не следует, так как от этого краска ста­новится менее стойкой. Излишнее добавление сиккативов делает краску не пригодной к употреблению.

Растворители и сиккативы сокращают время для высыхания и затвердевания краски на поверхности и облегчают процесс окра­ски (жидким составом красить гораздо легче, чем вязким). Но одновременно они снижают стойкость и качество масляных кра­сок, в результате чего на окрашиваемой поверхности получается менее плотная и менее эластичная пленка.

Для получения необходимой густоты красок и для придания им определенного качества существуют таблицы весового соотно­шения составных частей, входящих в ту или иную краску. Однако пользоваться таблицами при разведении красок в судовых усло­виях не всегда возможно, так как для этого необходимо знать вес смешиваемых составных частей (пигмента, олифы, растворителей и сушки). Кроме того, не всегда требуется одна и та же густота краски.

Поэтому рекомендуется приготовлять краску в следующем порядке:

а)   взять или приготовить необходимое количество густотертой пасты;

б)   определить примерно ее вес (если точный вес неизвестен)' и набрать нужное количество растворителя и сиккатива, если они необходимы;

в)  смешать   растворитель   и  сиккатив   с небольшим   коли­чеством олифы и затем, вылив смесь в пасту, тщательно разме­шать краску;

г)   добавить олифы до получения рабочей густоты. Для получения необходимого оттенка краски смешивают в разведенном виде. Иногда смешивают и густотертые краски, но в этом случае труднее определить полученный цвет.

Если удельный вес смешиваемых красок неодинаков, то смесь следует размешивать особенно тщательно.

Опытным путем для смешиваемых частей .найдены весовые со­отношения, при точном соблюдении которых краска приобретает определенный оттенок (табл. 2).


Цвет краски

Составные части

Весовой состав

в граммах на 1 кг краски

Шаровая

Олифа натуральная

Белила свинцовые тертые

Белила литопоновые

Ультрамарин

Чернь тертая

360

310

310

10

10

Палевая

Олифа натуральная

Белила свинцовые тертые

Белила литопоновые

Охра тертая

250

440

220

80

Красная

Олифа натуральная

Сурик свинцовый тертый

Белила свинцовые тертые

230

680

90

Синяя

Олифа натуральная

Белила свинцовые

Ультрамарин

330

560

110

Тиковая

Олифа натуральная

Лхра

Мумия

Чернь тертая

225

460

360

15

Белая (для окраски загрунтованной деревянной поверхности)

Белила цинковые тертые

Белила эмалевые

Ультрамарин сухой

607

390

3

Белая (для окраски загрунтованной металлической поверхности)

Олифа натуральная

Лак масляный

Белила свинцовые тертые

Белила литопоновые

Ультрамарин сухой

140

110

370

376

4

Чтобы выдержать весовое соотношение, следует развести сна­чала краску, весовая доля которой больше других, а затем по ча­стям влить в нее другие разведенные краски. В последнюю оче­редь вливают в состав ту краску, которая составляет в нем наи­меньшую долю.

Рекомендуется приготовлять краску в таком количестве, что­бы ее хватило на покрытие всей поверхности. В этом случае окра­шенная поверхность будет иметь однообразный, равномерный цвет.

Вес необходимого количества краски подсчитывают, исходя из норм расходования ее на 1 м2.

Количество краски, необходимое для покрытия поверхности, зависит от удельного веса краски, ее кроющей и красящей способности, а главное, от состояния окрашиваемой поверхности. Например, для окраски гладкой загрунтованной металлической поверхности требуется в 3—4 раза меньше краски, чем для ок­раски парусины и в 7—8 раз меньше, чем для покраски по изо­ляционной крошеной пробке.

Для примерного определения количества краски, необходи­мого для окраски того или иного объекта, пользуются специаль­ными таблицами. В этих таблицах указаны нормы расходова­ния различных красок на 1 м2, в зависимости от рода окраши­ваемой поверхности.


Следующая страница:

Переход на главную страницу:

Как связать прямой узел с наложением марки видео