Приветствую Вас, Гость

УХОД ЗА РАНГОУТОМ И ТАКЕЛАЖЕМ

Деревянные мачты в результате температурных изменений рассыхаются, и на них образуются трещины. Попадающая в тре­щины влага вызывает процесс гниения. Поэтому необходимо периодически производить осмотр наиболее уязвимых мест (клинь­ев и парусинового брюканца). Если клинья сидят плотно и не поражены гнилью, их нужно осадить, тщательно проконопатить, залить смолой и поставить на место брюканца. Пораженные клинья следует заменить новыми. Осмотр деревянных мачт в судовых условиях рекомендуется производить путем обстукивания, т. е. определения (пораженных мест на слух. Неиспорченная древесина надает звенящий звук, пораженная гнилью — глухой.

Для определения состояния мачты в районе появившейся тре­щины используют тонкий  буравчик, которым просверливают отверстия до сердцевины мачты, проверяя цвет и запах стружки.

Стружки неиспорченного дерева имеют желтоватый цвет и смолистый запах, а стружки пораженного дерева — коричневый цвет и дурной запах. Однако этот способ определения годности мачты следует применять а исключительных случаях.

При частичном поражении мачты пораженный участок вы­далбливают и на его место подгоняют наличник, который при­крепляют вгладь медными шурупами. Однако в этом случае прочность мачты уменьшается.

На современных судах с механическим двигателем ставят ме­таллические мачты или специальные колонки. Стальные мачты не только прочнее, но и легче одинаковых с ними по размену деревянных. Кроме того, стальные мачты служат значительно дольше. Уход за ними заключается в своевременной очистке их от ржавчины и в окраске. Остальные работы, связанные с ремон­том мачты, производятся в судоремонтных мастерских или доке.

Такелаж мачт (штаги, ванты, бакштаги, топенанты и др.) требует постоянного и внимательного ухода. Стоячий такелаж должен быть всегда равномерно обтянут, третирован, а в местах сплесней —  оклетневан.

Защита стоячего такелажа от ржавления производится покрытием его специальным такелажным тиром, имеющим следующий состав:

 

деготь березовый …………....….10 л

спирт древесный 90% …….…..1,6 л

сажа  голландская………...…….110 г

жидкая горшечная лазурь…….110 л

 

Весь этот состав, помешивая, нагревают на огне примерно до 90°. Когда состав превратится в однородную массу, вливают 1,5 л кипящей растворенной в воде соли. Затем, помешивая, дово­дят состав до кипения. После охлаждения тир готов к употреб­лению.

Тировка такелажа производится жвачкой, причем всякую снасть следует тировать сверху вниз.

Каждый спуск стрелы необходимо использовать для проверка состояния топенантов. Цепные топенанты необходимо всегда дер­жать очищенными от ржавчины и покрашенными газовой смолой ищи краской.

Талрепы вант должны быть всегда расхожены, смазаны салом или тавотом и обернуты промасленной парусиной. На талрепе всегда должна быть на вместе стопорная шайба и заложена чека.

Находящиеся в эксплуатации блоки необходимо системати­чески смазывать, осматривать, разбирать, очищать от грязи и ржавчины. При осмотре блоков особое внимание следует обра­щать на исправность щек и штырей, как вращается шкив на нагеле и какова величина просвета между щеками и шкивом.

Деревянные блоки после разборки очищают от старой смазки, нагель и шкив промывают керосином, высушивают и только после этого вновь смазывают. Чтобы убедиться в том, что на

щеках блока нет трещин, щеки  следует поскоблить стеклом или шкуркой.

После тщательного осмотра всех частей блок собирают, щеки его покрывают тиром, а нагель и втулку смазывают тавотом, смешанным с графитным порошком.

Для осмотра и смазки остропленного блока надо отдать бен­зель стропа и вынуть из него блок.

Металлические блоки после разборки очищают от ржав­чины и 'Промывают керосином. Нагели блоков смазывают смесью тавота и графита. При оборке блоков нагель нужно вставлять так, чтобы менее изношенная сторона была обращена к гаку. Если шкивы заржавели и не проворачиваются, их необходимо обильно смазать машинным маслом, керосином или скипидаром. Если смазка не помогает, то шкив прогревают паяльной лампой, после чего вновь смазывают и прокручивают.

Нельзя использовать блоки с трещинами на щеках, оковке или шкиве, разогнутым гаком, со стершимся нагелем, повреж­денной втулкой и другими дефектами. Запасные блоки должны храниться в подвешенном состояний.

Гаки, так же как и остальные детали судового снабжения, требуют систематического осмотра я ухода. При выявлении у гаков каких-либо дефектов (искривления, трещин, износа голов­ки, шейки гака и т. д.) они подлежат немедленной замене исправными. Гаки всегда должны быть очищенными от ржав­чины.

Чтобы заржавленный вертлюжный гак свободно вращался, нужно между его трущимися частями налить скипидара или керосина, а затем несколько раз прокрутить. В случае необходи­мости вертлюг следует разогреть паяльной лампой.


Следующая страница:

Переход на главную страницу:

Как связать прямой узел с наложением марки видео