Приветствую Вас, Гость

ОТВАЛИВАНИЕ ОТ БОРТА  СУДНА  ИЛИ   ПРИЧАЛА И  ПРИСТАВАНИЕ К НИМ НА ГРЕБНОЙ ШЛЮПКЕ

Отваливание и приставание к борту судна или причалу в тихую погоду производятся сравнительно просто.

При отваливании от борта судна или причала отдают фали­ни, протягивают или отталкивают шлюпку и по выходе на про­сторное место начинают грести.

При приставании шлюпка должна подходить под острым углом к борту судна или причалу. На некотором расстоянии от судна или причала подаются команды «Шабаш!» и «Крюк!». Шлюпка по инерции подходит к причалу, вываленному за борт судна трапу или шлюпталям, и швартуется. При этом надо пра­вить рулем так, чтобы шлюпка проходила параллельно борту судна или причалу на расстоянии 1,5—2 м. Затем шлюпку под­тягивают вплотную при помощи отпорных крюков.

Если шлюпка подходит к судну или причалу под прямым углом, то необходимо точно рассчитывать инерцию с тем, чтобы шлюпка достигала борта или причала и не ударялась о них.

Если требуется заблаговременно подать на судно фалинь или бросательный конец, то после команды «Крюк!», не доходя 10—12 м до борта судна, следует команда «Подать носовой!».

При швартовке шлюпки и на все время стоянки ее на швар­товах необходимо к соответствующему ее борту подвесить мяг­кие кранцы.

Гораздо сложнее осуществляются отваливание и приставание шлюпки в свежую погоду. При этом во всех случаях желатель­но подходить к судну со стороны подветренного борта. Перед приставанием или отваливанием шлюпки полезно в соответст­вующем месте (например, около вываленного забортного трапа или спущенных шлюп - палей) подвесить для смягчения волне­ния мешки с маслом.

При отваливании от подветренного борта судна в свежую погоду обязательно нужно, протянуться вдоль борта на фалине или поданном с судна конце, направляя при этом шлюпку при помощи руля в сторону от борта. После этого быстро выбирают фалинь или отдают судо1вой конец и резко отталкивают шлюп­ку отпорными крюками.

Отваливание от наветренного борта судна крайне нежела­тельно. При наличии такой необходимости нужно прежде всего протянуть шлюпку к носу или корме судна с тем, чтобы обойти штевень. Протягивание лучше всего производить по раститель­ному тросу, закрепленному на носу или корме судна. Во время протягивания по наветренному борту нужно придать шлюпке наибольшую скорость и при подходе к штевню оттолкнуть ее по ходу отпорными крюками. Это позволит избежать наваливание шлюпки на форштевень или, что еще более опасно, на-винт или перо руля.

Для отхода от причала при наличии прижимного ветра, ког­да гребцы не .в состоянии оттолкнуть шлюпку на нужное рас­стояние, рекомендуется предварительно развернуть ее перпен­дикулярно к причалу. Для этого носовой фалинь нужно перенес­ти за корму шлюпки и закрепить его на причале как можно дальше от места нахождения шлюпки. Затем часть гребцов от­талкивает нос шлюпки, а другие помогают им, выбирая втугую носовой фалинь. Когда шлюпка будет поставлена кормой к при­чалу, все гребцы, кроме загребных, вставляют уключины и са­дятся за весла. Один ив загребных поддерживает шлюпку отпор­ным крюком, а другой отдает сначала носовой, затем кормовой фалини. Гребцы начинают грести еще до отдачи носового фали­ня, не допуская тем самым возможного наваливания шлюпки на причал после его отдачи. Как только будет отдан кормовой фа­линь, загребные резко отталкивают шлюпку и присоединяются к остальным гребцам.                                                    

При приставании в свежую погоду к подветренному борту судна необходимо подать носовой фалинь, не доходя 10—12 м. После этого прекращают греблю.

При необходимости приставания к наветренному борту шлюп­ку разворачивают кормой к судну и медленно дрейфуют в его сторону, сдерживая скорость дрейфа гребками. Затем подают на судно кормовой фалинь, снимают руль и, продолжая работать веслами, подтягивают шлюпку к борту. Загребные, взяв от­порные крюки, упираются ими в борт судна. Затем подается команда «Шабаш!», и шлюпка швартуется к трапу или шлюп - талям.

Приставание к причалу или крутому берегу при наличии прижимного ветра производится аналогично швартовке к наветренному борту судна. Вместо подачи кормового фалиня, который на причале иногда некому принять, необходимо отдать дрек и подходить к причалу, потравливая втугую дректов. Отданный на некотором расстоянии от причала или берега дрек значитель­но облегчит в дальнейшем процедуру отваливания шлюпки от причала.

В очень свежую погоду безопаснее приставать к судну на бакштов. Постановкой на бакштов называется швартовка шлюп­ки на одном конце не вплотную к борту, а на некотором рас­стоянии от него. Для этого с судна подают на шлюпку надеж­ный растительный, конец.

Приставание шлюпки к идущему судну производится сле­дующим образом. За некоторое время до подхода судна шлюп­ка должна лечь на курс, близкий к створу его мачт, и манев­рировать при этом так, чтобы при подходе судна оказаться с подветренного борта на расстоянии 30—50 м от него. Когда шлюпка поравняется с судном, гребцы по команде «Навались!» должны увеличить скорость шлюпки, а рулевой повернуть к бор­ту судна, чтобы шлюпка находилась под острым углом к нему.

После подхода судна из шлюпки должны принять с него конец и закрепить за носовую банку шлюпочным узлом. Затем следует подать команду «Шабаш!», выбросить кранцы с ближайшего к судну борта и править рулем так, чтобы шлюпка не ударилась о борт.


Следующая страница:

Переход на главную страницу:

Как связать прямой узел с наложением марки видео