Приветствую Вас, Гость

ДВИЖЕНИЕ ШЛЮПКИ ПОД ПАРУСАМИ

Искусство управления парусной шлюпкой заключается в умелом использовании взаимодействия руля, парусов и диффе­рента.

Известно, что на парусную шлюпку во время ее хода дейст­вуют две основные силы: сила ветра и сила сопротивления во­ды. Сила ветра приложена к центру парусности ЦП, а сила сопротивления воды — к центру величины ЦВ. ЦВ—центр тяжести объема подводной части шлюпки.

Сила ветра и сила сопротивления воды направлены в раз­ные стороны и составляют пару сил.

Поскольку ЦП и ЦВ не совпадают по вертикали, возникает вертикальное плечо этих сил, способствующее образованию кре­на шлюпки в сторону подветренного борта, а в результате воз­можного несовпадения ЦП и ЦВ по горизонтали образуется горизонтальное плечо этих сил, стремящееся повернуть шлюпку в ту или иную сторону.

Для удержания парусной шлюпки на одном курсе необходи­мо удифферентовать ее, т. е. разместить груз и людей так, что­бы при данной площади парусности горизонтальное плечо силы, ветра и силы сопротивления воды было сведено к нулю.

Плохо удифферентованная шлюпка стремится повернуть в сторону под действием упомянутой выше пары сил, вследствие чего получаются непроизвольные подвороты шлюпки, которые приходится сдерживать при помощи руля.

Если шлюпка поворачивает носом на ветер (выходит на бо­лее крутой ветер), это означает, что она приводится к ветру.

Если шлюпка поворачивает носом под ветер (выходит на более полный ветер), это означает, что она уваливается под ветер.

Перенесение ЦП по горизонтали, достигается выключением из работы отдельных парусов путем раздергивания (потравливания с большой слабиной) шкотов паруса. Например, на двух­мачтовой шлюпке раздергиванием грота-шкотов центр парус­ности переносится к косу, вследствие чего шлюпка уваливается под ветер, а раздергиванием кливер-шкотов центр парусности переносится к корме, в результате чего шлюпка будет приво­диться к ветру.

Перенесение ЦВ по горизонтали достигается пересадкой греб­цов. Перемещение гребцов к носу шлюпки способствует приве­дению ее к ветру, а ближе к корме — уваливанию под ветер.

При хождении под парусами необходимо добиваться, чтобы они наилучшим, образом воспринимали силу ветра, а шлюпка имела наибольшую при данных условиях скорость.

При следовании в бейдевинд паруса должны располагаться так, чтобы передние шкаторины чуть дрожали («заигрывали»), а полотнища были растянуты ветром. Если при этом паруса на­чинают полоскать, то они вышли из ветра (не забирают ветер). Такое положение может получиться, когда шлюпка идет слиш­ком круто к ветру или когда неправильно расположены паруса. В первом случае следует спуститься под ветер, во втором — выбрать шкоты.

При следовании в бакштаг или фордевинд паруса нужно располагать так, чтобы задние шкаторины «заигрывали», а по­лотнища были наполнены ветром. Если при этом образуется сильный крен, то шкоты выбраны слишком туго и их необходи­мо потравить. Если же паруса начинают полоскать, а передние шкаторины «заигрывать», то необходимо или выбрать шкоты, или спуститься под ветер.


Следующая страница:

Переход на главную страницу:


Как связать прямой узел с наложением марки видео