Приветствую Вас, Гость

ПОСТАНОВКА РАНГОУТА И ПОДЪЕМ ПАРУСОВ

Если шлюпка начинает движение под парусами непосредственно от борта судна, причала, места якорной стоянки или после лежания в дрейфе с плавучим якорем, то прежде всего по­дается и выполняется команда «Приготовиться рангоут ста­вить'». По этой команде гребцы укладывают все весла по бор­там шлюпки и привязывают их штертами к борту. Отпорные крюки также кладут вдоль борта, но в отличие от весел не при­вязывают. Если рангоут находится в чехле, то последний сни­мают и, аккуратно сложив, убирают под кормовое сидение. За­тем гребцы откидывают наметки для крепления мачт и встав­ляют в отверстия на банках нагели для крепления фалов и галсов.

Если движение под парусами начинают после хождения на веслах, то шлюпку выводят в такое место, чтобы во время по­становки рангоута и подъема парусов ее не нанесло на какое-либо препятствие. Развернув шлюпку против ветра, подают команду «Шабаш, рангоут ставить!». По этой команде гребцы заканчивают греблю и выполняют те же действия, что и при команде «Приготовиться рангоут ставить!».

По выполнении приготовительных действий подается коман­да «Рангоут ставить!». По этой команде гребцы должны выполнять строго определенные действия в зависимости от того, где они сидели во время гребли.

Для примера разберем выполнение этой команды на шестиве­сельной шлюпке. Загребные и средние сдвигают мачту к корме и поднимают ее в вертикальное положение, а баковые устанавливают шпор мачты в степс, закрывают наметку и запирают ее нагелем. Вслед за этим баковые и средние разбирают, обтяги­вают и закрепляют ванты, а загребные тем временем развязы­вают сезни, крепящие свернутый парус к рейку, и разворачива­ют парус. Обтяжку и крепление вант гребцы производят вдвоем - баковый и средний левого борта обтягивают и закрепляют левые ванты, а баковый и средний правого борта — правые. Соединен­ный с нижним коушем вантины линь поочередно пропускают в обух вант-путенса и коуш вантины таким образом, чтобы полу­чился тросовый талреп из 5 —7 шлагов (ходовой конец линя должен выходить из вант-путенса). Затем один гребец обтяги­вает вантину руками, а другой выбирает слабину полученного талрепа. Для закрепления талрепа ходовой конец линя обносят вокруг шлагов и пробивают между ними, образуя при этом проч­ный бензель (рис. 101).

Производственное обучение матросов первого класса, постановка рангоута и подъем парусов


После этого средние гребцы приподнимают реек, подвешива­ют его третной стройкой на гачок ракс-бугеля и берут в руки фал. Одновременно один из баковых пропускает через носовой рым кливер-галс, другой закладывает в обушки вант-путенсов кливер-шкоты, а загребные закладывают в кормовые обушки фока-шкоты.. Шкоты должны быть заложены в обушки всегда со стороны наружного борта. В целях предохранения шкотов от перетирания рекомендуется пропускать их через одношкивные блочки, закрепленные за эти обушки.

По выполнении всех перечисленных действий подготовка к подъему парусов заканчивается, и один из средних докладыва­ет: «На фалах!». Далее следует команда «Поднять паруса!», по которой средние дружно поднимают реек до места и закрепля­ют фал. Непосредственно вслед за этим правый баковый обтя­гивает и крепит кливер-галс, а правый загребной — фока-галс. Левые баковый и загребной должны во время подъема паруса держать соответственно кливер-шкоты и фока-шкоты. Как толь­ко паруса заберут ветер, они отпускают один из шкотов и про должают управлять шкотами подветренного борта. Закрепив кливер  и фока-галсы, правые баковый и загребной садятся за управление шкотами, а средние после крепления фала остают­ся незанятыми.

На крупных двухмачтовых шлюпках постановку рангоута и подъем парусов производят таким же образом, При этом пару­са поднимают поочередно.

Постановка рангоута и подъем парусов рейкового раздель­ного вооружения отличаются от изложенного выше способа только тем, что реек с основным парусом (гротом) поднимается отдельно от кливера. Для подъема отдельного кливера на топо­вом бугеле мачты закреплена снасть, называемая кливер-лее­ром. Другой конец кливер-леера крепят во время постановки мачты за рым на форштевне или к бушприту. В этом же месте крепят кливер-галс. Косая шкаторина кливера соединяется с кливер-леером при помощи сегарсов. В связи с этим кливер-ле­ер необходимо сначала продеть через все сегарсы кливера — от фалового до галсового угла, а затем уже крепить к корпусу - шлюпки. Поднимается кливер отдельным фалом, пропущенным через шкив на топе мачты. На шлюпках небольшого размера кливер-леер в оснастке мачты может не применяться. В этом случае при подъеме парусов косая шкаторина кливера ни с чем не соединяется, а только растягивается между галсом и фалом.

Таким образом, при подготовке к подъему парусов, рейкового раздельного вооружения необходимо не только подвесить реек на ракс-бугель и заложить шкоты, но и подготовить к подъему кливер (обтянуть и закрепить кливер-леер, закрепить галс и ввязать фал в фаловый угол).


Следующая страница:

Переход на главную страницу:


Как связать прямой узел с наложением марки видео