Приветствую Вас, Гость

СПЛЕСНИ

Сплесни служат для сращивания двух тросов одинаковой толщины. По своему назначению и способу изготовления они бывают короткими и длинными (разгонными).

Короткий сплесень на растительном тросе (рис. 40) применяется в тех случаях, когда снасть не проходит через шкивы блоков. При сращивании тросов коротким сплеснем на некотором расстоянии от концов соединяемых тросов и на концах прядей накладывают марки. Распустив необходимые час­ти тросов на пряди, марки на тросах сближают так, чтобы пряди первого троса проходили между смежными прядями второго троса. После выполнения перечисленных подготовительных ра­бот производят (по правилу «через одну под одну») пробивку распущенных прядей одного троса под неразвитые пряди дру­гого. 

Производственное обучение матросов первого класса, короткий сплесен на растительном тросе

При правильной пробивке каждая ходовая прядь должна проходить между двумя коренными. Сделав первую пробивку, ходовые пряди обтягивают и околачивают мушкелем. Затем делается еще одна пробивка. Если сплесень предполагают оклетневать, то, сделав две полные пробивки, вырезают половину (нижних) каболок, а оставшимися делают половинную и четверт­ные пробивки. Этим самым утолщение оплеоня постепенно сводится на нет.

При сращивании тросов коротким сплеснем обычно делают по две с половиной пробивки в каждую сторону, т. е. пробивают по два раза целые пряди и по одному разу половинки. Половин­ную и четвертную пробивки оклетневывают.

При сращивании перлиней делают три полные пробивки. Оставшиеся концы ходовых прядей разделяют пополам и по­ловинки соседних прядей натуго связывают попарно марками.

При сращивании тросов кабельной работы стренди также пробивают три раза. Для облегчения пробивки концы распу­щенных стрендей «счесывают», после чего на них накладывают марки. Концы пробитых ходовых стрендей, выходящих из-под (коренных, укладывают между стрендями троса на сплесень и за­крепляют несколькими марками.

Во всех случаях пробивки ведут против спуска троса. Хо­рошо сделанный сплесень все же уменьшает [крепость троса на 10—15%. Наличие двух сплесней на одном тросе не допускается.

Длинный (разгонный) сплесень (рис. 41) приме­няется для сращивания снастей бегучего такелажа блока. Этот сплесень удобен тем, что место соединения почти не утолщается. При соединении лопнувшего троса длинным оплеснем на рас­стоянии 1,5—2 м от концов накладывают временные марки и распускают трос на пряди до марок. Ходовые пряди распола­гают между собой так же, как и при коротком сплесне. 

Производственное обучение матросов первого класса, длинный разгонный сплесень

Сняв на одном из тросов временную марку, одну из ходовых прядей отвивают и на ее место вводят соответствующую встречную прядь другого троса. Затем обе пряди обносят по часовой стрел­ке одну вокруг другой и затягивают полуузлом. Неправильно завязанный полуузел будет выступать наружу и хорошо не затянется. Далее таким же образом во второй трое вводят прядь первого троса. Оставшиеся две пряди связывают между собой па месте. Тщательно обтянув все узлы, каждым ходовым концом делают по полторы пробивки под ближайшие коренные пряди. Оставшиеся концы обрезают с таким расчетом, чтобы обрезанная прядь не могла свободно выйти из-под коренной.

Короткий сплесень на стальном тросе (рис. 42) применяется для сращивания стальных тросов в тех случаях, когда .их «е требуется пропускать через блоки. На не­котором расстоянии от концов тросов накладывают временные марки, после чего каждый трос распускают на пряди (по две пряди вместе) и вырезают центральный сердечник. На конце каждой пары прядей накладывают марки из ворсы и смазывают их каким - либо жиром. 

Производственное обучение матросов первого класса, короткий сплесень на стальном тросе

Пробивку ведут против спуска троса по правилу «через одну под две», т. е. ходовую прядь накладывают на ближайшую коренную и пробивают под две следующие. Сна­чала пробивку производят прядями одного, а затем второго троса. После двух полных пробивок из каждой пряди удаляют половину проволок, а оставшимися делают половинную про­бивку. Обрубив еще половину оставшихся проволок, производят последнюю (четвертную) пробивку.

Иногда толщину сплесня уменьшают другим способам. После двух полных пробивок делают еще одну пробивку нечетными прядями, т. е. пробивают первую, третью и пятую пряди, а чет­ные оставляют на месте. После окончания пробивки оставшиеся концы прядей обрубают, а половинную и четвертную пробивка клетнюют мягкой луженой проволокой или смоленым шкимушгаром.

Двойной сплесень (рис. 43) применяется вместо корот­кого сплесня. После выполнения подготовительных работ ходо­вые пряди одного троса пробивают под коренные пряди другого в следующем порядке: первую ходовую прядь—под три корен­ные пряди, вторую под две и третью — под одну прядь. Закончив пробивку трех первых прядей, трос переворачивают и производят пробивку остальных прядей. Четвертую прядь пробивают под две, пятую и шестую — под одну коренную. 

Производственное обучение матросов первого класса, двойной сплесень

Последнюю (шестую) прядь пробивают не против спуска троса, как все остальные, а по направлению спуска. Последующие пробивки делают по правилу «через одну под две» против спуска тро­са или «через одну под одну» по направлению спуска. По окон­чании пробивок ходовые пряди обтягивают, концы обрубают, а место сплеснивания клетнюют мягкой проволокой.

Длинный (разгонный) сплесень на стальном тросе (рис. 44) служит для тех же целей, что и длинный спле­сень «а растительном тросе. Подготовительные работы перед сра­щиванием тросов заключаются в (наложении марок на тросы и концы прядей и в вырезании сердечников. Оба троса распускают на двойные пряди, которые располагают между собой таким же образом, как и при длинном сплеоне на растительном тросе. 

Производственное обучение матросов первого класса, длинный (разгонный) сплесень на стальном тросе

Пос­ле снятия временной марки с одного троса одну пару прядей отвивают и на ее место соответственно вводят две встречные пряди второго троса. Уложив вводимые пряди до половины, одну пару встречных прядей оставляют на месте, а вторую проводят дальше. Таким же образам поступают со всеми остальными парами. После этого .встречные пряди связывают полуузлами, а ос­тавшиеся свободные концы вводят вместо сердечника в середину троса на расстояние 15—20 см.

При пробивке ходовых прядей на месте их соединения в сере­дину троса пробивают свайку таким образом, чтобы с каждой ее стороны находилось по три пряди троса. За там при помощи свай­ки сердечник вытаскивают наружу и перерезают: одну часть его заправляют обратно внутрь троса, а на место другой вводят ходовую прядь путем прогонки свайки по спуску троса. В этом случае применяется свайка с отверстием, в которое пропускается вводимая прядь. При работе свайку осаживают, чтобы прядь находилась в середине троса. Введя прядь на нужное расстояние, оставшиеся концы прядей и сердечника обрезают с таким расчетом, чтобы их концы внутри троса сошлись вплотную.

Хорошо сделанный сплесень поч­ти не дает утолщения, однако кре­пость троса уменьшается примерно на 10%.

Замена лопнувшей пряди (рис. 45). Замену лопнувшей пряди можно производить только в снастях, которые не подвергаются большому натяжению. Прядь, подле­жащую замене, отвивают в обе сто­роны от поврежденной части, а на ее место вводят новую прядь такой же толщины. Затем пряди связывают между собой  полуузлами, а концы пробивают под, коренные пряди так же, как и в длинном сплесне.

Производственное обучение матросов первого класса, замена лопнувшей пряди


Следующая страница:

Переход на главную страницу:

Как связать прямой узел с наложением марки видео