Приветствую Вас, Гость

ПОВОРОТЫ НА ПАРУСНОЙ  ШЛЮПКЕ

Поворотом парусной шлюпки называется изменение направ­ления ее движения, связанное с переходом на другой галс. Повороты бывают двух видов: оверштаг и через форде­винд.

При повороте оверштаг шлюпка переходит  на другой галс, пересекая линию ветра носом.

Перед началом поворота необходимо иметь хорошую ско­рость, чтобы шлюпка лучше слушалась руля и имела достаточ­ную инерцию. По команде «К повороту, поворот оверштаг!» гребцы готовятся к повороту, проверяя, свободно ли проходят шкоты через блоки или обухи. Затем подается команда «Кли­вер-шкоты раздернуть!», по выполнении которой кливер выклю­чается из работы, и центр парусности переносится ближе к корме.

Когда шлюпка станет приводиться к ветру, подается команда «Фока-шкоты стянуть!» Шкотовые медленно выбирают шко­ты, следя за тем, чтобы парус постоянно находился в выгодном по отношению к ветру положении. Одновременно с этим плавно перекладывают руль в сторону поворота, внимательно следя за направлением ветра. Когда диаметральная плоскость расположится вдоль линии ветра, руль резко кладут в сторону поворо­та до отказа. Скорость .поворота усиливается, и нос шлюпки перекатывается через линию ветра. В момент выхода на бейде­винд нового галса подается команда «Шкоты на правый (ле­вый) борт!», по которой шкотовые наветренного борта травят, а шкотовые подветренного — выбирают шкоты, устанавливая по­лотнища парусов в надлежащее положение.

Если шлюпка, перейдя линию ветра, потеряет инерцию и не выйдет на бейдевинд нового галса, то подается команда «Кли­вер на ветер!» По этой команде кливер-шкотовые выносят кливер на прежний галс, т. е. на тот галс, которым шлюпка шла до поворота. В таком положении кливер заберет встречный ве­тер и под действием его силы нос шлюпки будет уваливать в сторону поворота, завершая его выполнение.

Поворот оверштаг удобен тем, что для его выполнения не требуется много места, так как циркуляция получается неболь­шая. К нему прибегают обычно при следовании шлюпки галса­ми против ветра.

При повороте через фордевинд шлюпка меняет галс, пересекая линию ветра кормой.

Поворот через фордевинд удается всегда, но для его испол­нения требуется много места, так как шлюпка совершает боль­шую циркуляцию. К этому повороту прибегают, когда шлюпка идет полными ветрами (бакштаг, фордевинд) или когда пово­рот оверштаг не удается.

По, команде «К повороту, поворот через фордевинд!» гребцы готовятся к повороту, а рулевой перекладывает руль в сторону подветренного борта. Если необходимо сократить циркуляцию и увеличить скорость поворота, гребцов пересаживают в корму. На двухмачтовых шлюпках с этой же целью выключают из работы грот, раздергивая грота-шкоты или прижимая полотнище грота к мачте.

В процессе поворота шкотовые медленно потравливают шко­ты с тем, чтобы паруса постоянно были расположены в выгод­ном по отношению к ветру положении. Однако нельзя остав­лять шкоты все время вытравленными. В момент пересечения линии ветра полотнища парусов перебрасываются на другой борт, отчего шкоты испытывают сильные рывки, а шлюпка полу­чает большой крен и может опрокинуться. Поэтому для смягче­ния, и ослабления толчка при подходе к линии ветра подается команда: «Шкоты стянуть!», по которой шкотовые обоих бортов выбирают шкоты втугую, стараясь поставить паруса как можно ближе к диаметральной плоскости шлюпки.

Однако стягивание шкотов лишь немного ослабляет силу толчка, и при сильном ветре этой предосторожности недостаточ­но. Для большей безопасности перед подходом к линии ветра подается команда: «Кливер-шкоты раздернуть, фок к мачте!». Кливер-шкотам дают большую слабину, а полотнище фока при­жимают к мачте, вследствие чего в действии остается только верхний угол фока между рейком и мачтой.

На двухмачтовой шлюпке поступают точно так же, т. е. раз­дергивают кливер-шкоты и прижимают фок к мачте. Что ка­сается грота, то выше было указано, что его стягивают или при­жимают к мачте в самом начале поворота.

Таким образом, при выполнении поворота через фордевинд перед подходом- к линии ветра необходимо или стянуть шкоты (в слабый ветер), или прижать паруса к мачте (в сильный или порывистый ветер).

Как только паруса будут переброшены ветром на другой борт, подается команда «Шкоты травить!» Шкотовые, сдержав первый толчок ветра, постепенно вытравливают шкоты на новый галс, устанавливая паруса в надлежащее при данном угле вет­ра положение.


Следующая страница:

Переход на главную страницу:

Как связать прямой узел с наложением марки видео