Приветствую Вас, Гость

УПРАВЛЕНИЕ ШЛЮПКОЙ ПРИ ШКВАЛАХ, ЗАРИФЛЕНИЕ ПАРУСОВ

Шквалом называется быстрое и внезапное возникновение или усиление ветра. Шквал может появиться с любого направления.

Заметив приближение шквала, лучше всего спустить все па­руса и встретить его на веслах, направляя шлюпку навстречу его движению. Если же приближение шквала осталось незаме­ченным или ему не придали должного значения, то в этом слу­чае следует руководствоваться следующим. При движении шлюпки в бейдевинд и появлении шквала с наветренной сторо­ны подают команду «Шкоты травить!», а в случае следования в галфвинд—«Шкоты раздернуть!» и резко приводят шлюпку к ветру. Особенно опасно появление шквала при галфвинде, так

как шлюпка может легко опрокинуться. Поэтому при хождении под парусами в шквалистый и порывистый ветер рекомендуется идти или в бейдевинд, или з бакштаг.

Если шквал налетел с наветренной стороны при следовании в бакштаг или фордевинд, то приводить шлюпку к ветру нель­зя — шлюпка должна будет пройти линию галфвинда, что очень опасно. В этом случае подают команду «Шкоты травить!» Шлюпку при помощи руля приводят в полный бакштаг с тем, чтобы диаметральная плоскость ее была параллельна линии ветра, а передние паруса не выходили из ветра и продолжали действовать.

Если шквал налетел с подветренной стороны и, надув пару­са в обратную сторону, создал сильный крен, необходимо бы­стро раздернуть все шкоты, кроме шкотов кливера. Все паруса сразу перестанут работать, а кливер постепенно увалит шлюпку под ветер.

При значительном усилении ветра надлежит уменьшить парусность, т. е. взять рифы. Практически брать рифы реко­мендуется в том случае, когда шлюпка, несмотря на принятые меры (пересадка гребцов к наветренному борту, потравливание шкотов, приведение шлюпки к ветру и др.), продолжает сильно крениться и черпать бортом воду.

На одномачтовой шлюпке с разрезным фоком для взятия первых рифов спускают парус, собирают полотнища фока и кливера от нижней шкаторины до первого ряда риф-штертов и обвязывают последними собранную часть паруса.

При необходимости взять два рифа собирают и обвязывают полотнища парусов до второго ряда   риф-штертов. При этом следует собрать и обвязать полотнища первым (нижним) рядом риф-штертов и только после этого — вторым.

После связывания риф-штертов коренные концы шкотов и галсов подвязывают к соответствующему кренгельсу. По коман­де «Поднять парус!» фаловые выбирают фал с таким расчетом, чтобы галсовый угол фока оказался да уровне планшира.

При взятии рифов на рейковом раздельном вооружении и на двухмачтовых шлюпках спуск и зарифление парусов произво­дятся поочередно. Это позволяет сократить парусность, не при­останавливая движения шлюпки.

Отдавать рифы можно на ходу шлюпки, не спуская пару­сов, поскольку эта операция производится в условиях стихаю­щего ветра. Для этого приводят шлюпку к ветру, развязывают риф-штерты, снимают шкоты и галсы с кренгельсов и, припод­няв парус на необходимую высоту, закрепляют фал и галсы.


Следующая страница:

Переход на главную страницу:

Как связать прямой узел с наложением марки видео