ВЫПОЛНЕНИЕ КОМАНД ПРИ ПОСТАНОВКЕ И СЪЕМКЕ СУДНА С ЯКОРЯ
Перед постановкой судна на якорь или при следовании судна в таких местах, где может возникнуть необходимость отдачи якоря с мостика, подают команду: «Правый (левый) якорь к отдаче приготовить!» По этой команде проверяют, надежно ли зажат ленточный стопор брашпиля, и освобождают якорную цепь от остальных стопоров. Затем разобщают звездочку от кулачкового барабана, удерживая якорь только на зажатой звездочке брашпиля.
После всех приготовлений штурман докладывает на мостик: «Правый (левый) якорь к отдаче приготовлен!».
При подаче с мостика команды «Отдать якорь!» боцман отдает ленточный стопор, и якорь под действием собственного веса идет на дно. Если цепь вытравливается слишком быстро, необходимо сдерживать ее зажимом ленточного стопора. Как только якорь дойдет до грунта, что определяется по ослаблению натяжения, якорь - цепи, зажимают наглухо ленточный стопор, а затем накладывают на цепь винтовой или другой палубный стопор.
Часто одновременно с командой «Отдать якорь!» подают команду: «Столько-то смычек в воду!». Штурман следит за проходящими через клюз марками, а когда надлежащая длина цепи вытравлена, приказывает боцману зажать ленточный стопор. Стопор следует зажимать постепенно, чтобы цепь не получила резкого рывка. Штурман докладывает на мостик: «Столько-то смычек в воде!».
В процессе вытравливания цепи о числе вытравленных смычек сигнализируют ударами в колокол. Количество ударов соответствует числу вытравленных смычек.
На значительных глубинах якорь-цепь вытравливают при помощи брашпиля, т. е. с включенной звездочкой. Если отдают только один якорь, то вторую звездочку разобщают от брашпиля и зажимают ленточный стопор.
Для приготовления брашпиля к подъему якоря необходимо зажать фрикционную муфту и соединить кулачковый барабан главным зубчатым колесом. Прежде чем падать команду о подъеме якоря, капитан должен получить с полубака подтверждение о том, что в цепном ящике нет людей.
По команде «Вира якорь!» отдают ленточный стопор и включают брашпиль. Зубчатое колесо получает вращательное движение в одну сторону с вращением звездочки. Якорь-цепь начинает
двигаться из-за борта в цепной ящик.
Один из матросов по указанию штурмана отбивает в рынду определенное количество ударов, соответствующее числу выбранных смычек якорь-цепи.
Когда длина выбираемой якорь-цепи будет соответствовать глубине места, цепь принимает отвесное положение — «панер». Это говорит о том, что якорь скоро отделится от грунта.
Положение «панер» отмечается одним, ударом в рынду. Когда якорь отделится от грунта («якорь встал»), об этом сообщается на мостик частыми ударами в рынду.
Когда якорь показался из воды, штурман дает знак боцману, чтобы он был готов вовремя остановить брашпиль. Если якорь зацепился за форштевень или вокруг якоря обмоталась цепь, или якорь зацепил какие-либо предметы со дна моря, работу брашпиля прекращают и штурман докладывает на мостик: «Якорь не чист!» Команда приступает к освобождению якоря. Если якорь выходит свободно («якорь чист»), то это положение отмечают двумя ударами в рынду.
Окончательный подъем и втягивание якоря в клюз производят осторожно, на малой скорости брашпиля. Когда якорь втянут в клюз сообщают на мостик: «Якорь на месте!», и берут якорь-цепь на палубные стопоры. Это положение отмечают тремя ударами в рынду.
Следующая страница:
Переход на главную страницу: