РАБОТА ГРУЗОВЫМИ СТРЕЛАМИ
На судах, где каждый грузовой трюм обслуживается одной стрелой, работа по перемещению груза заключается в следующем. Груз поднимается грузовой стрелой (которая заранее вываливается за борт при помощи оттяжек) с причала выше фальшборта. Затем при помощи оттяжек стрелу устанавливают над просветом люка грузового трюма, а груз опускают в трюм (рис. 148).
Далее, снова при помощи оттяжек, стрелу вываливают за борт и т. д.
Этот способ неудобен, так как требует затраты больших усилий и времени.
На современных судах у каждого грузового люка (по обе его стороны), устанавливают две стрелы и две грузовые лебедки. В этом случае погрузка и выгрузка могут производиться одновременно двумя стрелами и лебедками по методу «телефон» (рис. 149).
При работе этим способам одну из стрел устанавливают над просветом грузового люка, а другую вываливают за борт. Обе стрелы закрепляют при помощи оттяжек в таком положении неподвижно, а шкентели их заделывают на один общий гак, снабженный вертлюгом. Ноки стрел соединяют талями, основанными растительным тросом. Ходовой конец талей проводят вдоль одной из стрел и крепят на нагель у мачты. Внутренние оттяжки, чтобы они не мешали при работе, обычно снимают.
Груз из трюма поднимают стрелой, установленной над люком. Лебедку, выбирающую грузовой шкентель, выключают. Затем второй лебедкой выбирают шкентель стрелы, вываленной за борт, одновременно потравливая шкентель первой стрелы. В результате этого груз будет перемещаться в сторону борта судна. Когда груз окажется за бортом, травят оба шкентеля, причем шкентель трюмной стрелы травят несколько быстрее, чтобы он имел некоторую слабину и не оттягивал груз в сторону.
При погрузке работу производят в обратном порядке. При работе способом «телефон» стрелы испытывают рывки, а их наружные оттяжки- большое натяжение. Ввиду этого нужно обязательно заводить контроттяжки из стального троса. Кроме того, не следует поднимать груз выше, чем это требуется для перемещения его над палубой.
В настоящее время на многих современных судах над каждой мачте устанавливают по восемь стрел (четыре стрелы — к носу и четыре — к корме). Это дает возможность производить погрузочно-разгрузочные работы на каждом люке одновременно с обоих бортов.
Если работу производят! четырьмя стрелами на оба борта одновременно, то две средние стрелы устанавливают над трюмом, а наружные вываливают за борт. В этом случае работу можно производить четырьмя или двумя лебедками.
Использование, четырех лебедок при работе на два борта аналогично рассмотренному выше использованию двух лебедок при работе на один борт.
: При работе двумя лебедками гаки обоих шкентелей закладывают за строй и разобщают барабан лебедки, на котором закреплен грузовой шкентель наружной забортной стрелы. Шкентель средней стрелы берут на внутреннюю турачку грузовой лебедки. Когда поднимаемый груз будет поднят выше комингсов люка, слабину наружного шкентеля выбирают на средний барабан, а шкентель средней стрелы перетравливают через концевую турачку. Когда груз выйдет за борт, оба шкентеля травят и опускают груз.
При работе тремя стрелами на два борта среднюю стрелу устанавливают и закрепляют над трюмом, а крайние вываливают за боря. В этом случае работают тремя лебедками, передавая груз поочередно то на одну, то на другую бортовую стрелу. В тех случаях, когда в силу каких-либо обстоятельств нельзя работать методом «телефон», иногда целесообразно поднимать груз забортной стрелой, опускать его на палубу, а затем брать на шкентель трюмной стрелы. При работе этим способам забортную стрелу устанавливают с вылетом 1—1,5 м, что дает возможность переносить груз через фальшборт, не меняя положения стрелы. Трюмную стрелу устанавливают вблизи комингса люка. При подъеме груза с палубы он будет сам перемещаться по направлению к люку, поэтому для предохранения тары от повреждений к комингсам люка обычно крепят наклонные щиты.
Следующая страница:
Переход на главную страницу: