ОГОНЫ
Огоном называется петля, сделанная «а конце или середине троса путем пробивки прядей. По своему назначению и способу изготовления огоны бывают: простые, рангоутные, подкововидные, разрубные и связные.
Простой югон на растительном тросе (рис. 46) делают на швартовных тросах, буксирах, стропах, вантах, фалах, фалинях и других снастях стоячего и бегучего такелажа. Простой огон на растительном тросе изготовляют следующим образом. На расстоянии 0,3—0,5 м от конца (в зависимости от толщины троса) накладывают временную марку. Затем трос распускают на пряди, концы которых должны быть замаркированы, и укладывают петлей.
--
После этого начинают пробивку прядей. Каждую ходовую прядь
пробивают под соответствующую прядь коренного конца по правилу «через одну под
одну» против спуска троса. Закончив пробивку двух прядей, трос переворачивают,
и последнюю ходовую прядь пробивают под оставшуюся свободную коренную. После
окончания первой пробивки обтягивают ходовые пряди и делают еще одну полную
пробивку. Затем вырезают половину каболок и делают половинную пробивку. Чтобы пробитые
пряди те вышли из-под коренных, половину длины сплесня клетнюют просмоленным
шкимуш-гаром.
При изготовлении простого
огона на четырехпрядном тросе первую кодовую прядь пробивают под две коренные
справа налево. Остальные три пряди пробивают таким же способом, но под одну
коренную. Последующие пробивки каждой ходовой пряди производят под соответствующую
коренную прядь.
Огон с коушем
(рис. 47) изготовляют во всех случаях, когда снасть нужно закрепить за рым,
обух или скобу. Коуш предохраняет трос от перетирания. Размер коуша должен
соответствовать толщине троса. После наложения марок трос распускают,
вкладывают в кип коуша и скрепляют с ним линем или шкимушгаром. Затем, как и
при изготовлении простого огоиа, делают три пробивки. Первую пробивку следует
начинать рядом с нижним концом коуша,
чтобы трос плотно обжимал коуш. После окончания пробивок линь, скрепляющий трос
с коушем, обрезают.
Простой огон на стальном тросе (рис. 48) изготовляется на швартовных и буксирных тросах, стальных стропах, брагах и т. д. Для изготовления простого огона на (расстоянии 0,3—1,3 м от конца троса накладывают марку из мягкой проволоки или шкимушгара. Затем трос развивают на пряди, отрезают центральный сердечник и маркируют каждую прядь. После выполнения этих подготовительных работ образуют на тросе петлю нужных размеров.
Ходовой конец прикладывают к коренному так, чтобы марка плотно
соприкасалась с тросом, а ходовые пряди поровну располагались по обе его
стороны. Первую ходовую прядь пробивают справа налево против спуска троса под
три коренные; вторую и третью пробивают соответственно под две и одну
коренные пряди. После пробивки трех первых прядей переворачивают огон и пробивают
остальные ходовые пряди:
Четвертую – под две, а пятую
– под одну прядь троса. Затем огон снова переворачивают и пробивают шестую
ходовую прядь. Ее вводят под оставшуюся коренную по направлению
спуска троса. Закончив первую
пробивку, все ходовые пряди необходимо хорошо обтянуть.
Последующие пробивки ходовых
прядей производят справа налево по правилу «через одну под две». Постепенное
уменьшение толщины троса в месте пробивки достигается тем, что одной частью
ходовых прядей делают три пробивки, а другой — четыре. После этого концы
ходовых прядей обрубают, а трос в этом месте клетнюют луженой проволокой или
смоленым шкимушгаром.
Огон с коушем на стальном тросе (рис. 49) применяется на снастях бегучего и стоячего такелажа, которые испытывают значительную нагрузку. Изготовление огона с коушем на стальном тросе начинают с наложения на трос клетня. Длина клетнюемой части троса должна соответствовать размерам коуша. Оклетневанный трос при помощи машинки для слома троса плотно прижимают к кипу коуша и в нескольких местах крепят линем.
После этого трос распускают на пряди и производят их пробивку. Первую ходовую прядь пробивают слева направо под две коренные, вторую и третью — под одну. Перевернув огок, делают пробивку остальных прядей, при том каждую ходовую прядь пробивают по спуску троса под одну соответствующую коренную. Сделав две полные пробивки, обтянув трос, а также вырезав из каждой ходовой пряди пеньковый сердечник, производят еще две пробивки: половинную и четвертную. На последние две пробивки накладывают клетень.
Для облегчения работы по
заделке коуша в огон в последнее время применяют специальные зажимы.
Рангоутный огон (рис. 50) применяется в тех случаях, когда требуется наложить огон на рангоутное дерево или какой - либо другой круглый предмет. При изготовлении этого огона одну из прядей отвивают на такую длину, чтобы она была несколько больше длины петли огона.
Оставшиеся две пряди накладывают на трос так, чтобы они перекрещивали его и образовывали петлю нужных размеров. После этого отвитую прядь укладывают снова на свое место (навстречу двум другим и пробивают все три пряди под коренные таким же образом, как и при изготовлении простого огона. Концы прядей обрезают, а место половинной пробивки клетнюют.
Подкововидный огон (рис. 51) выполняется
на фордунах для надевания их на топ мачты или стеньги. Чтобы сделать
подкововидный огон, трос в нужном месте сгибают, в обе его ветви по сторонам
сгиба вплеснивают такой же толщины кусок троса и делают по три полные пробивки
в каждую сторону. Огон и пробивши клетнюют смоленым шкимушгаром.
Разрубной огон (рис. 52) применяется там, где снасть необходимо наложить серединой на мачту. Изготовляют его на стень - фордунах, надевающихся на топ - стеньги, и на одинарных вантинах. Разрубной огон отличается от простого только тем, что концы двух тросов вплеснивают один в другой. При этом выполняют не менее трех пробивок в каждую сторону. Третью и вторую пробивки клетнюют.
Связной огон (рис. 53) применяется для заделки концов толстых тросов: перлиней, кабельтовых и канатов. При изготовлении этого огона на нужном расстоянии от конца троса кладется марка. Затем трос до марки развивают на каболки и делят их на две равные части. В середину между обеими частями каболок вставляют круглый кусок дерева, вокруг которого овя-зывают каболки обеих половин прямыми узлами попарно.
Во избежание образования утолщения в одном месте узлы (располагают равномерно вокруг всего огона. После этого весь огон обертывают клетневиной и оплетают оплеткой с обносом. При изготовлении связного огона на толстых канатах связывают не каболки, а шкимушки, свитые из 6—10 и более каболок в зависимости от толщины каната.
Следующая страница:
Переход на главную страницу: