Приветствую Вас, Гость

СУДОВАЯ ПРАКТИКА

МАРКИРОВКА ЯКОРНОЙ  ЦЕПИ; РАЗОБЩЕНИЕ  И  СОЕДИНЕНИЕ СМЫЧЕК, ОТКЛЕПЫВАНИЕ ЯКОРЯ

Маркировка якорной цепи позволяет следить за длиной вытравленной якорной цепи при отдаче и выбирании якоря.

Марки представляют собой шлаги из мягкой луженой сталь­ной проволоки, накладываемые на контрафорсы звеньев якор­ной цепи в определенном порядке: на первой (от якоря) смычке маркируют последнее звено, на второй — первое и предпослед­нее звено, на третьей—второе от начала и третье от конца и т. д. Начиная с шестой смычки, звенья маркируют в таком же порядке, как на первых пяти, но марки делают более утолщен­ными.

Одновременно с маркировкой звенья окрашивают свинцовы­ми белилами или алюминиевой краской.

Соединение смычек производится стальными соединительными скобами.

Простая соединительная скоба представляет собой согнутый в виде подковы стержень с отверстиями на концах. Через отвер­стия проходит замыкающий их болт. С одного конца он высту­пает своей головкой за край скобы, а с другого срезается запод­лицо с лапкой скобы. Скобы заводят закругленными частями вперед к якорю, чтобы при вытравливании якорной цепи они не застревали в .клюзе. Для закрепления болта служит коническая шпилька, которая концами не доходит до краев скобы, остав­ляя свободное место, забиваемое свинцовыми пробками. Гнезда для пробок сделаны на конус, расширяющийся внутрь. Шпиль­ки, как правило, делают бронзовыми или латунными. Однако в последнее время в судовой практике нашли применение шпиль­ки из твердых пород дерева (граб, орех, дуб).

При такой системе соединения концевые звенья, в которые заводят скобы, не имеют контрафорсов (рис. 136), а между концевым и обыкновенным звеном находится усиленное звено.

Простая соединительная скоба образует утолщение якорной цепи в местах соединения смычек, что вызывает проскальзыва­ние выбираемой якорной цепи при укладке звеньев на звез­дочку брашпиля. Поэтому в настоящее время все больше находят применение особые патентованные соединительные  скобы.

Эти скобы по своим размерам не отличаются от обычных звеньев, что дает возможность присоединять их к нормальным звеньям с контрафорсами. Концевые звенья без контрафорсов и усиленные звенья здесь не требуются.

Наиболее распространенными    па­тентованными   соединительными   ско­бами являются скоба Кентера и скоба Неко (рис. 136).

Соединение якорной цепи со скобой якоря произво­дится якорной скобой. У втягиваю­щихся в клюз якорей употребляются якорные скобы со шпиль­ками. Они устроены так же, как и соединительные скобы, но несколько больше последних. Якорная скоба должна быть об­ращена своими проушинами к скобе якоря.

Для разобщения смычек вынимают обе свинцовые пробки на концах шпильки и выбивают шпильку. После этого вынимают болт и освобождают скобу от смычек.

Разобщение смычек, соединенных патентованными скобами, осложняется следующими недостатками:

скоба Кентера при ударах легко деформируется и тогда ее трудно расклепать;

для разобщения скобы Неко необходимо высверливать и заменять заклепки.

Отклепывание якоря сопровождается рядом пред­варительных операций. Сначала вытравливают якорь таким об­разом, чтобы он полностью вышел из клюза и опустился ниже его примерно на четверть метра. Затем застропливают якорь грузовым шкентелем. Для этого ходовой конец шкентеля проде­вают в скобу якоря и скрепляют при помощи такелажной скобы. Если такая операция небезопасна для жизни людей, то лучше отпускать якорь до ватерлинии и застропливание якоря произво­дить со шлюпки. Ближайшие к полубаку стрелы соединяют об­щим шкентелем (работа «телефоном»): одну вываливают за борт и закрепляют оттяжками неподвижно, а другую ставят над па­лубой. После этого выбирают якорь на палубу, одновременно работая грузовыми лебедками и брашпилем, т. е. выбирая грузо­вой шкентель и потравливая якорь-цепь. Когда якорь будет на палубе, то якорную скобу разъединяют так же, как и простую соединительную.


Следующая страница:

Переход на главную страницу:

Как связать прямой узел с наложением марки видео