СУДОВАЯ ПРАКТИКА
МАРКИРОВКА ЯКОРНОЙ ЦЕПИ; РАЗОБЩЕНИЕ И СОЕДИНЕНИЕ СМЫЧЕК, ОТКЛЕПЫВАНИЕ ЯКОРЯ
Маркировка якорной цепи позволяет следить за длиной вытравленной якорной цепи при отдаче и выбирании якоря.
Марки представляют собой шлаги из мягкой луженой стальной проволоки, накладываемые на контрафорсы звеньев якорной цепи в определенном порядке: на первой (от якоря) смычке маркируют последнее звено, на второй — первое и предпоследнее звено, на третьей—второе от начала и третье от конца и т. д. Начиная с шестой смычки, звенья маркируют в таком же порядке, как на первых пяти, но марки делают более утолщенными.
Одновременно с маркировкой звенья окрашивают свинцовыми белилами или алюминиевой краской.
Соединение смычек производится стальными соединительными скобами.
Простая соединительная скоба представляет собой согнутый в виде подковы стержень с отверстиями на концах. Через отверстия проходит замыкающий их болт. С одного конца он выступает своей головкой за край скобы, а с другого срезается заподлицо с лапкой скобы. Скобы заводят закругленными частями вперед к якорю, чтобы при вытравливании якорной цепи они не застревали в .клюзе. Для закрепления болта служит коническая шпилька, которая концами не доходит до краев скобы, оставляя свободное место, забиваемое свинцовыми пробками. Гнезда для пробок сделаны на конус, расширяющийся внутрь. Шпильки, как правило, делают бронзовыми или латунными. Однако в последнее время в судовой практике нашли применение шпильки из твердых пород дерева (граб, орех, дуб).
При такой системе соединения концевые звенья, в которые заводят скобы, не имеют контрафорсов (рис. 136), а между концевым и обыкновенным звеном находится усиленное звено.
Простая соединительная скоба образует утолщение якорной цепи в местах соединения смычек, что вызывает проскальзывание выбираемой якорной цепи при укладке звеньев на звездочку брашпиля. Поэтому в настоящее время все больше находят применение особые патентованные соединительные скобы.
Эти скобы по своим размерам не отличаются от обычных звеньев, что дает возможность присоединять их к нормальным звеньям с контрафорсами. Концевые звенья без контрафорсов и усиленные звенья здесь не требуются.
Наиболее распространенными патентованными соединительными скобами являются скоба Кентера и скоба Неко (рис. 136).
Соединение якорной цепи со скобой якоря производится якорной скобой. У втягивающихся в клюз якорей употребляются якорные скобы со шпильками. Они устроены так же, как и соединительные скобы, но несколько больше последних. Якорная скоба должна быть обращена своими проушинами к скобе якоря.
Для разобщения смычек вынимают обе свинцовые пробки на концах шпильки и выбивают шпильку. После этого вынимают болт и освобождают скобу от смычек.
Разобщение смычек, соединенных патентованными скобами, осложняется следующими недостатками:
скоба Кентера при ударах легко деформируется и тогда ее трудно расклепать;
для разобщения скобы Неко необходимо высверливать и заменять заклепки.
Отклепывание якоря сопровождается рядом предварительных операций. Сначала вытравливают якорь таким образом, чтобы он полностью вышел из клюза и опустился ниже его примерно на четверть метра. Затем застропливают якорь грузовым шкентелем. Для этого ходовой конец шкентеля продевают в скобу якоря и скрепляют при помощи такелажной скобы. Если такая операция небезопасна для жизни людей, то лучше отпускать якорь до ватерлинии и застропливание якоря производить со шлюпки. Ближайшие к полубаку стрелы соединяют общим шкентелем (работа «телефоном»): одну вываливают за борт и закрепляют оттяжками неподвижно, а другую ставят над палубой. После этого выбирают якорь на палубу, одновременно работая грузовыми лебедками и брашпилем, т. е. выбирая грузовой шкентель и потравливая якорь-цепь. Когда якорь будет на палубе, то якорную скобу разъединяют так же, как и простую соединительную.
Следующая страница:
Переход на главную страницу: