ВООРУЖЕНИЕ И
РАЗОРУЖЕНИЕ ТЯЖЕЛОВЕСНОЙ СТРЕЛЫ
Тяжеловесными стрелами называются грузовые стрелы, предназначенные для погрузки и выгрузки крупных машин, агрегатов и других тяжеловесных грузов. Тяжеловесные стрелы толще, крупнее и в несколько раз прочнее обычных грузовых стрел. Грузоподъемность их от 10 до 50 т.
Тяжеловесные стрелы устанавливаются у самых крупных трюмов по одной или по две стрелы на судне. На судах малого тоннажа тяжеловесных стрел обычно не бывает.
Вооружение тяжеловесных стрел во многом отличается от, вооружения обычных грузовых стрел. В качестве топенанта и шкентеля на них основывают многошкивные тали с крупными металлическими блоками и прочным стальным лопарем. Проводка лопаря в блоках талей производится по имеющимся на судне специальным схемам. Тали, основанные на месте топенанта, служат для подъема и опускания стрелы и называются топенант - талями, а тали, основанные на месте шкентеля, служат для подъема и опускания груза и называются гинеями. Количество шкивов в блоках топенант - талей и, гиней одной и той же стрелы одинаково равно 3 — 7, в зависимости от величины и грузоподъемности стрелы.
Топенант-тали основывают между ноком стрелы и топом мачты (или. колонки) и гини крепят к ноку стрелы. Нижний блок гиней снабжен крупной грузовой скобой, служащей для закладывания стропа, рабочая крепость скобы должна равняться или превышать грузоподъемность стрелы.
Стропом служит такелажная цепь или толстый стальной трос с рабочей крепостью, равной грузоподъемности стрелы. Тяжеловесная стрела имеет две оттяжки, при помощи которых осуществляются вываливание и заваливание ее во время производства погрузочно-разгрузочных работ. В качестве оттяжек применяются двухшкивные или трехшкивные тали, основанные тонким стальным лапарем между двумя металлическими блоками небольшого размера.
Во время использования тяжеловесной стрелы все остальные грузовые стрелы данного трюма подтягивают к мачете или колонкам и устанавливают в вертикальное положение. Топенанты и оттяжки обтягивают, а шкентели сматывают с лебедок и вынимают из нижних направляющих блоков. Для работы тяжеловесной стрелой требуется четыре лебедки: на одну закладывается ходовой лопарь топенант-талей, на другую — ходовой лопарь гиней, а на третью и четвертую — ходовые лопари оттяжек.
Лопари топенант-талей и гиней пропускают через соответствующие нижние направляющие блоки и закрепляют на барабанах лебедок, установленных возле мачты. Верхние блоки оттяжек крепят к боковым обухам на ноже стрелы, а нижние — к фальшборту (напротив шпора.стрелы). Ходовые лопари оттяжек идут от нижних блоков на барабаны двух других лебедок. Для этой цели можно использовать лебедки соседнего трюма, а если тяжеловесная стрела установлена у носового люка, то лопари оттяжек молено закладывать на турачки брашпиля. В этом случае один лопарь наматывается на турачку снизу, а другой сверху. При работе брашпиля одна оттяжка потравливается, а другая выбирается.
При проводке ходовых лопарей оттяжек к лебедкам или брашпилю иногда необходимо изменять направление их движения, чтобы к барабану лебедки или турачке брашпиля он подходил под прямым углом. С этой целью в соответствующих местах устанавливают канифас-блоки.
Для укрепления мачты во время подъема тяжеловесных грузов к ней заводят с противоположной от стрелы стороны дополнительные штаги или бакштаги. Для этой цели на топе мачты и на палубе имеются специальные обухи. Палубные обухи расположены около фальшборта по обоим бортам. Если стрелу с грузом предполагается выносить в сторону правого борта, то штаг крепят к обуху, расположенному на левом борту и наоборот.
Присоединив штаг сначала к обуху на топе мачты, а затем к палубному обуху, штаг обтягивают талрепом, который находится на нижнем его конце.Тяжеловесные стрелы используют в том случае, когда необходимо погрузить или выгрузить тяжеловесные грузы при стоянке в слабо механизированном порту. Такие случаи встречаются нечасто, в связи с чем подобные стрелы содержат на судах з разоруженном состоянии и вооружают (оснащают такелажем) только при необходимости в их использовании.
По окончании погрузочно-разгрузочных работ тяжело-весные стрелы разоружают и устанавливают в походное положение.
Вооружение тяжеловесной стрелы производят в следующем порядке:
1) заводят и обтягивают дополнительные штаги или бакштаги; ;
2) подтягивают к мачтам и устанавливают в вертикальное положение грузовые стрелы, находящиеся над тем же грузовым люком, над которым предполагают установить тяжеловесную стрелу; оттяжки этих стрел обтягивают, а грузовые шкентели снимают с лебедок и вынимают из нижних направляющих блоков;
3) укладывают на палубе блоки топенант-талей и основывают их лопарем;
4) поднимают топенант-тали к топу мачты и укрепляют блоки к обухам на мачте и на ноке стрелы; ходовой лопарь топенант-талей пропускают через нижний направляющий блок и ровными рядами шлагов накладывают на барабан одной.из лебедок;
5) взяв нок стрелы на стопор и отдав найтовые и ленточные крепления', опускают стрелу хват-талями до тех пор, пока не обтянутся топенант-тали;
6) основывают гини и, приспустив стрелу до палубы, закрепляют верхний блок к ноку стрелы; затем пропускают ходовой лопарь гиней через другой нижний направляющий блок и также ровными рядами шлагов накладывают на барабан' другой лебедки;
7) основывают оттяжки в крепят их блоки к ноку стрелы и обухам на фальшборте; затем проводят ходовые лопари оттяжек к двум остальным лебедкам, устанавливая по линии лопаря, если нужно, канифас-блоки.
После выполнения этих операций можно приступать к погру-зочно-разгрузочным работам. Следует заметить, что одновременное использование топенант-талей и оттяжек не рекомендуется, так как могут лопнуть лопари оттяжек. Поэтому сначала приподнимают или опускают нок стрелы, на нужную высоту, а затем уже разворачивают стрелу при помощи оттяжек.
Установив стрелу над грузом и прикрепив его стропом к грузовой скобе, (включают лебедки, на барабаны которых намотаны ходовые лопари топенант-талей и гиней. Во время подъема стрелы оттяжки необходимо втугую потравливать, для чего включают третью и четвертую лебедки. Как только груз поднимется на такую высоту, когда его можно будет перемещать над палубой, не задевая за фальшборт или другие палубные устройства,, все лебедки останавливают.
Затем включают лебедки, на которых закреплены ходовые лопари оттяжек. При этом одну оттяжку выбирают, а другую втугую потравливают, вываливая тем самым стрелу за борт или, наоборот, заваливая ее внутрь судна. Лебедками нужно работать равномерно и осторожно, чтобы стрела при вываливании и заваливании двигалась плавно, без рывков. Когда стрела придет в нужное положение, обе лебедки останавливают и приступают к опусканию груза. Для этого снова включают лебедки, на которых заложены ходовые лопари топенант-талей и гиней. Если в результате опускания стрелы оттяжки будут ослабевать, их следует обтягивать, включая на малой скорости третью и четвертую лебедки.
Следует помнить, что при вооружении тяжеловесной стрелы ходовые лопари топенант-талей и гиней необходимо укладывать на барабаны лебедок плотными ровными рядами шлагов,, так как в противном случае ходовой лопарь будет занимать много места, а отдельные его шлаги могут соскальзывать с барабана. Кроме того, необходимо тщательно проверять прочность снастей такелажа, исправность блоков и надежность всех деталей тяжеловесной стрелы, поскольку во время работы все эти части находятся под большой нагрузкой.
Разоружение тяжеловесной стрелы производят в следующем порядке:
1) опускают нок стрелы и отсоединяют гини и оттяжки;
2) поднимают стрелу в вертикальное положение и, отсоединив нижний блок топенант-талей, прижимают ее при помощи хват-талей вплотную к мачте или колонке;
3) прижатую к мачте или колонке стрелу закрепляют при помощи одной или двух ленточных наметок с нагелями или при-найтовывают кончиком стального троса;
4) присоединяют к верхнему блоку топенант-талей хват-тали с растительным лопарем и, отсоединив его от мачты или колонки, опускают на палубу (для подтягивания стрелы к мачте и для опускания топенант-талей при помощи хват-талей ходовой лопарь последних закладывают на одну ив свободных лебедок);
5) из блоков топенант-талей, гиней и оттяжек вынимают лопари, укладывают их в отдельныеtаккуратные бухты и убирают в подшкиперскую; блоки протирают, смазывают и также убирают в кладовую;
6) снимают и убирают дополнительный штаг или дополнительные бакштаги, заведенные для более надежного крепления мачты или колонки.
Следующая страница:
Переход на главную страницу: