УХОД ЗА РАНГОУТОМ И ТАКЕЛАЖЕМ
Деревянные мачты в результате температурных изменений рассыхаются, и на них образуются трещины. Попадающая в трещины влага вызывает процесс гниения. Поэтому необходимо периодически производить осмотр наиболее уязвимых мест (клиньев и парусинового брюканца). Если клинья сидят плотно и не поражены гнилью, их нужно осадить, тщательно проконопатить, залить смолой и поставить на место брюканца. Пораженные клинья следует заменить новыми. Осмотр деревянных мачт в судовых условиях рекомендуется производить путем обстукивания, т. е. определения (пораженных мест на слух. Неиспорченная древесина надает звенящий звук, пораженная гнилью — глухой.
Для определения состояния мачты в районе появившейся трещины используют тонкий буравчик, которым просверливают отверстия до сердцевины мачты, проверяя цвет и запах стружки.
Стружки неиспорченного дерева имеют желтоватый цвет и смолистый запах, а стружки пораженного дерева — коричневый цвет и дурной запах. Однако этот способ определения годности мачты следует применять а исключительных случаях.
При частичном поражении мачты пораженный участок выдалбливают и на его место подгоняют наличник, который прикрепляют вгладь медными шурупами. Однако в этом случае прочность мачты уменьшается.
На современных судах с механическим двигателем ставят металлические мачты или специальные колонки. Стальные мачты не только прочнее, но и легче одинаковых с ними по размену деревянных. Кроме того, стальные мачты служат значительно дольше. Уход за ними заключается в своевременной очистке их от ржавчины и в окраске. Остальные работы, связанные с ремонтом мачты, производятся в судоремонтных мастерских или доке.
Такелаж мачт (штаги, ванты, бакштаги, топенанты и др.) требует постоянного и внимательного ухода. Стоячий такелаж должен быть всегда равномерно обтянут, третирован, а в местах сплесней — оклетневан.
Защита стоячего такелажа от ржавления производится покрытием его специальным такелажным тиром, имеющим следующий состав:
деготь березовый …………....….10 л
спирт древесный 90% …….…..1,6 л
сажа голландская………...…….110 г
жидкая горшечная лазурь…….110 л
Весь этот состав, помешивая, нагревают на огне примерно до 90°. Когда состав превратится в однородную массу, вливают 1,5 л кипящей растворенной в воде соли. Затем, помешивая, доводят состав до кипения. После охлаждения тир готов к употреблению.
Тировка такелажа производится жвачкой, причем всякую снасть следует тировать сверху вниз.
Каждый спуск стрелы необходимо использовать для проверка состояния топенантов. Цепные топенанты необходимо всегда держать очищенными от ржавчины и покрашенными газовой смолой ищи краской.
Талрепы вант должны быть всегда расхожены, смазаны салом или тавотом и обернуты промасленной парусиной. На талрепе всегда должна быть на вместе стопорная шайба и заложена чека.
Находящиеся в эксплуатации блоки необходимо систематически смазывать, осматривать, разбирать, очищать от грязи и ржавчины. При осмотре блоков особое внимание следует обращать на исправность щек и штырей, как вращается шкив на нагеле и какова величина просвета между щеками и шкивом.
Деревянные блоки после разборки очищают от старой смазки, нагель и шкив промывают керосином, высушивают и только после этого вновь смазывают. Чтобы убедиться в том, что на
щеках блока нет трещин, щеки следует поскоблить стеклом или шкуркой.
После тщательного осмотра всех частей блок собирают, щеки его покрывают тиром, а нагель и втулку смазывают тавотом, смешанным с графитным порошком.
Для осмотра и смазки остропленного блока надо отдать бензель стропа и вынуть из него блок.
Металлические блоки после разборки очищают от ржавчины и 'Промывают керосином. Нагели блоков смазывают смесью тавота и графита. При оборке блоков нагель нужно вставлять так, чтобы менее изношенная сторона была обращена к гаку. Если шкивы заржавели и не проворачиваются, их необходимо обильно смазать машинным маслом, керосином или скипидаром. Если смазка не помогает, то шкив прогревают паяльной лампой, после чего вновь смазывают и прокручивают.
Нельзя использовать блоки с трещинами на щеках, оковке или шкиве, разогнутым гаком, со стершимся нагелем, поврежденной втулкой и другими дефектами. Запасные блоки должны храниться в подвешенном состояний.
Гаки, так же как и остальные детали судового снабжения, требуют систематического осмотра я ухода. При выявлении у гаков каких-либо дефектов (искривления, трещин, износа головки, шейки гака и т. д.) они подлежат немедленной замене исправными. Гаки всегда должны быть очищенными от ржавчины.
Чтобы заржавленный вертлюжный гак свободно вращался, нужно между его трущимися частями налить скипидара или керосина, а затем несколько раз прокрутить. В случае необходимости вертлюг следует разогреть паяльной лампой.
Следующая страница:
Переход на главную страницу: